Рекордный бум на вторичке: почему россияне массово переходят на подержанные авто

0 views
A+A-
Reset

Продажи подержанных машин демонстрируют впечатляющий рост, обновив годовые рекорды. Аналитики фиксируют уникальную ситуацию, когда вторичный рынок растет опережающими темпами, создавая совершенно новую рыночную реальность.

Согласно последним данным, продажи автомобилей с пробегом в октябре выросли на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 8% относительно сентября. Эта положительная динамика устойчиво сохраняется уже четвертый месяц подряд, сигнализируя о фундаментальных изменениях в потребительском поведении.

Ценовой разрыв диктует новые правила

Ключевой причиной возникшего ажиотажа эксперты единогласно называют грядущее введение новых коэффициентов утилизационного сбора. Это нововведение способно кардинально разделить рынки новых и подержанных автомобилей, создав беспрецедентный ценовой разрыв.

Аналитик «Дрома» Игорь Олейников поясняет сложившуюся ситуацию. «Если у автолюбителя есть деньги на б/у авто, то это не значит, что вы сможете чуть-чуть накопить и купить новый, теперь различие может стать принципиальным, и цена нового авто будет, например, на 50% выше полностью такого же, но б/у», — прогнозирует эксперт.

Фактически, выбор потребителя теперь будет жестко определяться его финансовыми возможностями. Рынок диктует новые правила, где решение «купить новый или подержанный» трансформируется в вопрос «новый ИЛИ подержанный» без промежуточных вариантов.

«Если у автолюбителя есть деньги на б/у авто, то это не значит, что вы сможете чуть-чуть накопить и купить новый, теперь различие может стать принципиальным, и цена нового авто будет, например, на 50% выше полностью такого же, но б/у»

Мощные автомобили в цене

На фоне предстоящих изменений в законодательстве в стране сохраняется тенденция повышенного спроса на мощные автомобили. Как отмечает аналитик Сергей Лагурев, это особенно ярко проявляется на вторичном рынке.

Статистика подтверждает слова эксперта. Продажи Volkswagen Touareg и Tiguan, а также Toyota Land Cruiser Prado демонстрируют впечатляющий рост — месячные продажи этих моделей за год взлетели на 45%. Потребители стремятся успеть приобрести мощные автомобили до вступления в силу новых правил.

Предложение пытается угнаться за спросом

Рост предложения на рынке подержанных автомобилей заметно отстает от стремительно растущего спроса. Количество объявлений о продаже машин с пробегом на крупнейших площадках выросло на 25% за год, превысив 970 тысяч позиций.

Ценовая динамика свидетельствует о значительном расслоении рынка. Средняя цена предложения в октябре составила 1,2 млн рублей, тогда как более точный показатель — медианная цена — опустился до 870 тысяч рублей. Этот разрыв указывает на формирование двух четких сегментов: доступных автомобилей для массового потребителя и премиальных моделей для состоятельных покупателей.

Лидеры рынка: японцы и россияне сохраняют позиции

Традиционные фавориты российского рынка подержанных автомобилей сохраняют лидерство, хотя и демонстрируют разную динамику.

Японские автомобили по-прежнему удерживают наибольшую долю рынка — 47%. В лидерах продаж остаются проверенные временем модели: Toyota Corolla, Camry и RAV4. Их рост остается умеренным и составляет около 7% за месяц.

Отечественные автомобили занимают уверенное второе место с 21% долей рынка. Среди моделей «Лада» особенно выделяется «Гранта», демонстрирующая 30% годовой рост. Эта модель с июля уверенно занимает второе место в рейтинге популярности, вытесняя «Приору». Единственной моделью с отрицательной динамикой стала «семерка» (ВАЗ-2107), показавшая спад на 4% за год.

Успех Lada Granta не случаен — к ноябрю 2023 года общие продажи этой модели превысили отметку в 1,5 миллиона автомобилей . Модель неоднократно становилась лидером российского рынка, занимая первое место по продажам в 2013, 2014, 2015, 2019, 2020 и 2022 годах. В 2023 году Lada Granta сохранила статус бестселлера, заняв первое место в рейтинге самых продаваемых автомобилей в России с результатом 195 910 новых автомобилей.

Взрывной рост отдельных сегментов

Наиболее яркая динамика наблюдается в сегментах, которые традиционно считались менее популярными на вторичном рынке.

Немецкие автомобили, занимающие 10% рынка, показали годовой рост спроса в 30%. Эта впечатляющая динамика свидетельствует о растущем интересе к премиальным моделям с пробегом.

Корейские авто продемонстрировали рост в 24% к прошлому году, укрепляя свои позиции на российском рынке.

Настоящий феномен — китайские бренды. Занимая пока всего 3% рынка подержанных автомобилей, они показывают взрывную динамику: +57% за год и +18% к сентябрю. В топ-5 вернулся Chery Tiggo 7 Pro Max с ростом 56% за месяц, а Haval Jolion поднялся на четвертую строчку рейтинга с ростом 30%.

Успех китайских брендов на вторичном рынке закономерно перекликается с их общими достижениями в России. Согласно данным на июль 2025 года, Chery занимает второе место после Lada по выручке на российском автомобильном рынке с результатом 36,5 миллиардов рублей. Haval следует сразу за ним с выручкой в 35,5 миллиардов рублей.

Перспективы рынка: новая реальность

Сложившаяся ситуация на рынке подержанных автомобилей — не временное явление, а отражение структурных изменений в экономике и потребительских предпочтениях. Рост продаж на вторичном рынке при сохранении высокой стоимости новых автомобилей свидетельствует о адаптации потребителей к новым экономическим реалиям.

Расслоение рынка на сегменты доступных подержанных автомобилей и дорогих новых моделей становится новой нормой. Потребители голосуют рублем за рациональный подход к автомобильным покупкам, предпочитая надежные проверенные модели с пробегом переплате за статус нового автомобиля.

Эксперты прогнозируют, что текущие тенденции сохранятся в ближайшей перспективе. Рынок подержанных автомобилей будет расти, в то время как сегмент новых машин столкнется с вызовами, связанными с изменением законодательства и ценовой политикой производителей.