Пенсионная система России в предстоящем году продолжит работать в условиях серьезных бюджетных ограничений. Правительство подтвердило отказ от запланированного ранее перехода на двойную индексацию страховых пенсий, сохранив практику единовременного повышения выплат с 1 января. Это решение напрямую связано с сохраняющимся дефицитом бюджета Социального фонда России, который по итогам 2025 года достигнет рекордных 779,8 миллиардов рублей.
Согласно исходным положениям закона о страховых пенсиях № 400-ФЗ, ежегодная корректировка выплат должна проводиться в два этапа: в феврале — по фактическому уровню инфляции прошлого года, и в апреле — по росту доходов Социального фонда России. Однако этот механизм не работает в полной мере уже несколько лет, и 2026 год не станет исключением.
Как изменятся пенсии с января 2026 года
В следующем году страховые пенсии будут проиндексированы единовременно с 1 января. Министерство труда и социальной защиты уже объявило о плановых коэффициентах повышения. При ожидаемом уровне инфляции в 6,8% страховые пенсии будут увеличены на 7,6%. Такой опережающий рост призван частично компенсировать пенсионерам рост потребительских цен.
Что касается апрельской индексации, то она в 2026 году, как и ранее, затронет только социальные пенсии. Для этой категории выплат пока заявлен более высокий коэффициент индексации — 14,8%. Социальные пенсии получают граждане, которые по разным причинам не приобрели права на страховую пенсию, включая инвалидов, детей-сирот и тех, кто не наработал необходимого стажа.
Бюджетный дефицит как причина изменений
Решение об отказе от двойной индексации страховых пенсий эксперты связывают с отсутствием роста доходов СФР. По данным Минфина, в 2025 году дефицит бюджета ведомства достигнет 779,8 миллиардов рублей, что более чем вдвое превышает изначально заложенные в бюджет 369,5 миллиардов рублей.
Доходы Социального фонда составят в текущем году 16,2 триллиона рублей, что примерно на 400 миллиардов рублей меньше, чем было заложено в действующий бюджет. Одновременно с этим расходы фонда увеличены примерно на 100 миллиардов рублей — до 17 триллионов рублей. Этот технический дефицит связан с изменением показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета и будет покрываться за счет остатков прошлого года.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Фёдоров заверил, что даже теоретически невозможно представить сценарий, что пенсионных выплат не будет. «Это в чистом виде провокация. Вы знаете, что у нас пенсионный фонд финансируется как самими будущими пенсионерами, так и бюджетом РФ, который дополняет необходимое количество денег, чтобы все получали пенсию в соответствии с установленным законом порядком».
Межбюджетные трансферты и их роль
Важным источником покрытия дефицита СФР традиционно выступают межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Однако в 2025 году их объем был скорректирован до 3,6 триллиона рублей вместо запланированных ранее 4 триллионов рублей. Таким образом, доля межбюджетных трансфертов к общим доходам Фонда достигнет минимального значения за последние годы — 22,5%.
На следующий год отношение межбюджетных трансфертов к общим доходам составит около 25% (4,7 триллиона рублей при прогнозируемых поступлениях 19,09 триллиона рублей). В последующие годы эта доля продолжит снижаться: до 22% в 2027 году и до 21% в 2028 году.
Конституционные гарантии и позиция власти
Несмотря на сложную бюджетную ситуацию, представители власти последовательно подчеркивают приоритетность социальных обязательств, включая пенсионные выплаты. Член комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Светлана Бессараб в своих комментариях отмечала, что у государства достаточно резервов для выполнения всех социальных обязательств.
«Мы должны помнить о том, что у нас остались резервы фонда по состоянию на 2026 год. Кроме того, запланированный бюджет полностью учитывает обязательства по пенсионному страхованию и собственными доходами также может закрыть эту статью».
Профессор НИУ ВШЭ Мстислав Афанасьев обращает внимание на конституционные основы социального государства: «В социальном государстве происходит перераспределение социальных благ, сглаживание перекосов и поддержка нуждающихся. Одним из инструментов этого как раз и будет выплата пенсий».
Перспективы пенсионной системы
Эксперты указывают на системный характер проблем пенсионного обеспечения. По мнению экономиста Германа Ткаченко, «без каких-либо кардинальных изменений эта система не выдержит». К 2028 году завершится пенсионная реформа, и выход на пенсию перестанут задерживать, что резко увеличит нагрузку на бюджет Социального фонда.
Уже сейчас средняя пенсия эквивалентна лишь 24% средней заработной платы, тогда как семь лет назад это соотношение составляло 32%. Это свидетельствует о том, что зарплаты растут быстрее, чем пенсии, при этом население продолжает стареть, что требует больше денег на выплаты пожилым россиянам.
Принятие федерального бюджета на 2026-2028 годы в первом чтении подтверждает сложную бюджетную ситуацию. В 2026 году дефицит федерального бюджета ожидается в размере 3,79 триллиона рублей при доходах в 40,28 триллиона рублей и расходах в 44,07 триллиона рублей . В таких условиях правительство вынуждено искать баланс между различными социальными обязательствами и объективными бюджетными ограничениями.
Очевидно, что сохранение единой январской индексации пенсий вместо запланированной двойной является вынужденной мерой, обусловленной текущими экономическими реалиями. Власти гарантируют сохранение пенсионных выплат и их индексацию с опережением инфляции, но полноценный переход к двухэтапной системе корректировки пенсий откладывается до стабилизации доходной базы Социального фонда России.
