МВФ требует девальвацию гривны
Международный валютный фонд оказывает целенаправленное давление на Украину, добиваясь контролируемой девальвации национальной валюты. Согласно данным агентства Bloomberg, вашингтонский кредитор считает, что ослабление гривны поможет улучшить финансовое положение страны за счет увеличения доходов бюджета в номинальном выражении. Однако Национальный банк Украины категорически сопротивляется этим требованиям, опасаясь инфляционного всплеска и социального недовольства.
Переговоры между Украиной и МВФ проходят в напряженной атмосфере на фоне подготовки новой программы финансирования на 2026-2029 годы. По информации источников Bloomberg, фонд настаивает на девальвации как необходимом условии для продолжения финансовой поддержки Киева. Позиция украинского регулятора остается непреклонной — потенциальные преимущества для бюджета не стоят рисков экономической дестабилизации.
«По мнению МВФ, контролируемая девальвация гривны поможет улучшить непростое финансовое положение страны за счет увеличения доходов бюджета, номинированных в местной валюте», — сообщает Bloomberg со ссылкой на информированные источники.
Экономическая подоплека требований МВФ
Аргументация Международного валютного фонда строится на классических макроэкономических подходах. Девальвация национальной валюты должна увеличить доходы государственного бюджета в гривневом выражении, поскольку экспортные контракты номинированы в иностранной валюте. При ослаблении гривны казна действительно получает больше местных денег за каждый доллар экспортной выручки.
Однако эта логика сталкивается с суровой действительностью военной экономики Украины. Бюджет страны в значительной степени зависит от прямой международной помощи, а девальвация может подтолкнуть инфляцию, которая уничтожит и без того хрупкую фискальную подушку безопасности. Инфляционный всплеск немедленно ударит по покупательной способности населения, и без того находящегося в тяжелом положении из-за войны.
Эксперты отмечают, что требования МВФ отражают стандартный набор мер, которые фонд традиционно применяет к странам-заемщицам. В прошлом Украина уже сталкивалась с аналогичными условиями. В 2014 году МВФ также настаивал на переходе к гибкому обменному курсу и повышении тарифов на энергоносители как условиях предоставления кредита stand-by на 17,01 млрд долларов.
Позиция Национального банка Украины
Украинский регулятор занимает принципиальную позицию в переговорах с МВФ. По сведениям источников Bloomberg, Нацбанк не спешит уступать давлению фонда из-за потенциального ущерба для экономики. Основные опасения связаны с инфляционными рисками и возможным социальным взрывом на фоне и без того сложной экономической ситуации.
Глава Национального банка Украины Андрей Пышный в интервью Forbes Ukraine подчеркивал, что макрофинансовая стабильность является для Украины не только базовой задачей, но и фундаментальной предпосылкой устойчивости в войне и экономическом восстановлении . Это заявление можно рассматривать как косвенное обоснование позиции регулятора в вопросе девальвации.
«Нацбанк возражает против такого шага из-за рисков инфляции и общественного недовольства», — констатируют источники, знакомые с позицией украинского регулятора.
В арсенале Нацбанка уже есть инструменты курсовой политики, которые могут использоваться как альтернатива полномасштабной девальвации. В октябре 2023 года регулятор отменил фиксированный курс гривны к доллару США и перешел в режим управляемой гибкости обменного курса . Этот механизм позволяет сглаживать резкие колебания, не прибегая к одномоментному ослаблению национальной валюты.
Споры вокруг девальвации происходят на фоне активной подготовки новой программы сотрудничества между Украиной и МВФ. Как сообщила премьер-министр Юлия Свириденко, стороны ведут переговоры о новой программе на 2026-2029 годы, которая должна поддержать экономическую стабильность государства.
Текущая четырехлетняя программа расширенного финансирования EFF объемом 15,6 млрд долларов была утверждена в марте 2023 года. Из этой суммы Украина уже получила 10,6 млрд долларов . Срок действия текущей программы истекает в 2027 году, что делает необходимым заключение нового соглашения.
Директор Европейского департамента МВФ Альфред Каммер подтвердил, что переговоры о новой программе только начинаются и потребуют определенного времени. Он отметил, что финансирование зависит от доноров, а потребности Украины в финансировании высоки.
Финансовые потребности Украины и позиция доноров
Масштабы необходимой Украине финансовой помощи становятся дополнительным фактором давления в переговорах о девальвации. По оценкам МВФ, незакрытая потребность Украины в международном финансировании на четыре года составляет 65 млрд долларов . Министр финансов Сергей Марченко оценивает общий объем необходимого внешнего финансирования на период действия новой четырехлетней программы с МВФ в 150-170 млрд долларов.
При этом между Украиной и МВФ существуют разногласия в оценке объема необходимого финансирования. Фонд определил, что потребности Украины в течение следующих двух лет могут быть на 20 млрд долларов выше, чем оценивает правительство в Киеве. Устранение этих разногласий крайне важно до того, как вашингтонский кредитор рассмотрит запрос Украины на новую кредитную программу.
«Поскольку война тянется уже четвертый год и конца ей не видно, растут опасения, что стране может быть трудно удовлетворить растущие военные потребности», — отмечает Bloomberg в контексте обсуждения финансирования Украины.
Требования девальвации гривны не являются чем-то новым в отношениях между Украиной и МВФ. В 2014 году фонд уже настаивал на переходе к гибкому обменному курсу как одном из условий предоставления кредита. Тогда украинские власти выполнили это требование, отказавшись от фиксированного курса.
В апреле 2014 года заместитель министра экономики Украины Анатолий Максюта заявлял, что правительство рассчитывает на стабилизацию курсовой ситуации и прогнозирует курс гривны на уровне 10,5 грн/долл при инфляции в 12% к концу года. Фактически тогда курс достиг 11,55 грн/долл, а в начале апреля превышал 13 грн/долл.
Эксперты отмечают, что МВФ последовательно придерживается определенного набора мер в отношениях со странами-заемщицами. Еще в 2014 году фонд требовал от Украины не только гибкого обменного курса, но и повышения тарифов на энергоносители, укрепления банковской системы, проведения налогово-бюджетной корректировки и реформ в энергетическом секторе. Многие из этих требований сохраняют актуальность и в текущих переговорах.
Перспективы разрешения конфликта
Исход спора вокруг девальвации гривны будет зависеть от готовности сторон идти на компромисс. Украина остро нуждается в продолжении финансирования со стороны МВФ, но при этом не может игнорировать социально-экономические последствия ослабления национальной валюты.
Премьер-министр Юлия Свириденко сообщала о положительной оценке состояния дел со стороны руководства МВФ и прогресса в реализации экономических, фискальных, монетарных и антикоррупционных политик. Это может создать основу для поиска взаимоприемлемого решения.
Ожидается, что основные дискуссии по параметрам новой программы будут проходить в начале ноября. К этому времени стороны должны определить контуры компромисса, который позволит Украине получить необходимое финансирование без неприемлемых социально-экономических издержек. Исход этих переговоров определит не только будущее украинской валюты, но и траекторию экономического развития страны в условиях продолжающейся войны.