Российский топливный рынок может столкнуться с серьезными изменениями. Национальный автомобильный союз выступил с инициативой, которая призвана ограничить рост цен на автозаправочных станциях. Предложение уже направлено в Федеральную антимонопольную службу, где его рассмотрят в ближайшее время.
Считаем целесообразным ввести некий потолок цен на АЗС — специальный механизм контроля. Он должен рассчитываться с помощью ценового индекса: стоимость топлива не должна превышать среднюю по региону в соответствующий день 2024 года плюс уровень накопленной инфляции
Такую позицию в своем обращении к главе ФАС Максиму Шаскольскому изложил президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. По его мнению, этот механизм позволит эффективно сдерживать необоснованный рост цен на топливо, обеспечив прозрачность для потребителей.
Суть предложения заключается в создании специального ценового индекса, который будет служить ориентиром для формирования максимальной стоимости топлива. Расчет предлагается вести на основе стоимости топлива в тот же день прошлого года с учетом индекса инфляции. Такой подход, по мнению авторов инициативы, обеспечит справедливость и предсказуемость ценовой политики на рынке.
Причины внесения предложения
Поводом для обращения в ФАС стали конкретные случаи на рынке. В 2025 году некоторые заправки безосновательно завышали цены, значительно опережая рост инфляции, несмотря на рекомендации государственных регуляторов. Это уже привело к проверкам и введению антимонопольных ограничений.
Особенно остро проблема проявилась на несетевых АЗС, где цены выросли примерно на 10%, что на 5-8 рублей превышает предложения крупных сетей. Подобные ситуации отмечались в Тамбовской, Тверской и Липецкой областях. В некоторых регионах были зафиксированы случаи ограничения отпуска топлива при одновременном повышении цен.
Антон Шапарин выразил обеспокоенность тенденциями роста цен на отдельные марки топлива, отметив случаи превышения среднего уровня стоимости литра бензина Аи-92 на четыре рубля. По его словам, такие отклонения свидетельствуют о попытках отдельных операторов извлекать избыточную прибыль на фоне сообщений о возможных проблемах с доступностью топлива.
Действия правительства
Параллельно с рассмотрением инициативы НАС правительство уже принимает меры по стабилизации топливного рынка. Президент России Владимир Путин подписал указ о введении моратория на обнуление топливного демпфера с октября 2025 года по май 2026-го.
Согласно документу, величина демпфера в этот период будет рассчитываться без учета отклонения средних оптовых цен на Аи-92 и дизельное топливо от предельных отметок. Кроме того, главой государства был отменен акциз на дизельное топливо, смешанное с авиакеросином и произведенное не только на НПЗ.
Условно говоря, чтобы произвести больше бензина, разрешают смешивать разные нефтепродукты
Так прокомментировал эту часть указа президента эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, введением моратория на обнуление демпфера власти пошли навстречу нефтяным компаниям, но и от них ждут ответного встречного движения.
Дополнительной мерой стало продление правительством запрета на экспорт бензина до конца года. Также введены ограничения на экспорт дизельного топлива для трейдеров. Вице-премьер Александр Новак сообщил, что российские нефтеперерабатывающие предприятия нарастили выпуск нефтепродуктов, и сегодня наблюдается ясный баланс спроса и предложения внутри страны.
Региональная ситуация
Напряженная ситуация с топливом наблюдается в нескольких регионах России. Некоторые территории столкнулись не только с ростом цен, но и с прекращением поставок топлива, вызвавшим временное отсутствие бензина на местных рынках. Наиболее остро проблема дефицита ощущается на юге страны.
В Крыму были вынуждены ограничить продажу бензина с 30 до 20 литров в одни руки. Это временная мера призвана обеспечить более равномерное распределение топлива среди потребителей до нормализации ситуации с поставками.
Федеральная антимонопольная служба уже отреагировала на жалобы потребителей — некоторым АЗС направлены предупреждения из-за необоснованного роста цен на топливо. В ведомстве подтвердили, что проводят мониторинг ситуации и запрашивают владельцев автозаправочных станций объяснить причины повышения цен.
Перспективы рассмотрения инициативы
Предложение Национального автомобильного соуса находится на рассмотрении в ФАС. Эксперты отмечают, что текущие инструменты контроля действуют преимущественно на крупные нефтяные компании, тогда как независимые АЗС часто устанавливают цены самостоятельно. Поэтому введение потолка цен поможет обеспечить справедливость и прозрачность на всем рынке топлива.
В настоящий момент регуляторные органы тщательно анализируют возможные последствия внедрения предлагаемого механизма. Как подчеркивают авторы инициативы, новый подход не должен нарушать рыночные принципы, но призван защитить потребителей от недобросовестных практик отдельных участников рынка.
Министр финансов РФ Антон Силуанов, выступая перед депутатами Государственной Думы, заявил: «Мы уверены, что возникшие трудности с поставками топлива вскоре будут устранены». В правительстве выражают уверенность в скорой стабилизации ситуации на топливном рынке, однако работа над системными решениями продолжается.
Инициатива по установлению потолка цен на АЗС стала частью комплекса мер, направленных на нормализацию ценовой ситуации в топливной отрасли. Ожидается, что ФАС в ближайшее время даст официальную оценку этому предложению и определит дальнейший порядок его рассмотрения с участием всех заинтересованных сторон.