Значительные перемены грядут в структуре российского высшего образования. Согласно новой модели, находящейся на стадии принятия, аспирантура лишится статуса уровня образования. Это решение, как поясняют эксперты, продиктовано необходимостью вывести подготовку научных кадров высшей квалификации за рамки традиционных образовательных стандартов, предоставив ей большую гибкость и специализацию.
Как стало известно, ключевым изменением станет переход к двухуровневой системе. Первый уровень – базовое высшее образование (БВО) – по своей сути и требованиям будет соответствовать нынешнему специалитету. Второй уровень – специализированное высшее образование (СПВО) – объединит программы, аналогичные магистратуре, ординатуре (для медиков), адъюнктуре (в силовых ведомствах) и ассистентурам-стажировкам (в сфере искусств). Именно в СПВО сосредоточится углубленная профессиональная подготовка.
Аспирантура же, традиционно воспринимавшаяся как третий уровень высшего образования после специалитета/магистратуры, в этой новой структуре места не найдет. Доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Владимир Блинов в разговоре с ТАСС пояснил суть предстоящих преобразований:
«Сопоставляя системы требований к нынешним и будущим программам высшего образования, несложно заметить, что БВО аналогичен специалитету, а СПВО – магистратуре, ординатуре, адъюнктуре и ассистентурам-стажировкам. Важно заметить, что аспирантура больше не будет являться уровнем высшего образования и подчиняться его весьма узким стандартам. Предусмотрено расширение возможностей, форм и методов подготовки кадров высшей научной квалификации».
Этот шаг означает принципиальный сдвиг в понимании статуса аспиранта. Если сегодня обучение в аспирантуре – это прежде всего образовательная программа с защитой диссертации как итогом, то в новой модели акцент смещается именно на научно-исследовательскую деятельность и подготовку диссертации. Аспирантура перестает быть «учебой» в привычном смысле слова и становится формой подготовки к научной карьере, освобожденной от строгих образовательных рамок ФГОС.
Основная цель исключения аспирантуры из уровней образования – преодолеть ограничения, накладываемые образовательными стандартами. Текущие ФГОС для аспирантуры, по мнению инициаторов изменений, слишком жестко регламентируют процесс, оставляя мало пространства для индивидуальных научных траекторий, уникальных методик подготовки под конкретные исследовательские задачи и требований быстро меняющейся науки. Новая модель обещает большую вариативность и адаптивность.
Владимир Блинов подчеркивает, что ожидающие систему перемены носят характер не косметической корректировки, а полноценной реформы. Это повлечет за собой глубокую переработку других элементов образовательной экосистемы. В частности, ожидается появление новых перечней специальностей, актуальных для современной науки и экономики. Неизбежна разработка новых стандартов и требований к качеству как образовательных программ БВО и СПВО, так и, что критически важно, к результатам научной подготовки в аспирантуре.
Какие конкретно формы и методы подготовки научных кадров получат развитие – детально прорабатывается. Речь может идти о более тесной интеграции с научно-исследовательскими институтами, промышленными предприятиями, о создании междисциплинарных программ, о проектной работе с самого начала аспирантуры, о расширении возможностей стажировок и международного сотрудничества. Ключевой принцип – ориентация на реальный научный результат и востребованность выпускаемых специалистов.
Предстоящая реформа ставит перед вузами и научными организациями новые задачи. Им предстоит пересмотреть внутренние регламенты, программы подготовки аспирантов, критерии оценки их работы, выстроить эффективные механизмы научного руководства, ориентированные на результат в новых условиях. Успех преобразований будет зависеть от того, насколько удастся реализовать декларируемую гибкость и свободу для научного творчества, не потеряв при этом системность и высокие стандарты качества исследований.
Изменение статуса аспирантуры – лишь часть более масштабной трансформации высшей школы России. Однако именно этот шаг сигнализирует о серьезном намерении переосмыслить подход к выращиванию научной элиты страны, сделав его более современным, эффективным и отвечающим вызовам времени. Окончательное принятие новой модели и детали ее реализации станут предметом пристального внимания академического сообщества и будущих аспирантов.