Когда кто-то срочно продаёт активы, всегда есть возможность хорошо поторговаться, особенно когда объект продажи простаивает без работы и не приносит финансовую прибыль. А когда хозяева заводов получают убытки от 4-х остановленных фабрик, как в случае с IKEA, то мысли об их продаже с дисконтом ежедневно беспокоят владельцев.
С 2017 года в России по закону 44-ФЗ для гос.учреждений нужно покупать мебель только у отечественных производителей, не менее 75% от общего заказа. За 2021 год российский рынок мебели составлял около 5 млрд. долларов, при этом доля иностранного импорта равна 30% от всего объёма. Теперь ситуация похоже кардинальным образом меняется.
Самым востребованным видом изделий по праву считается мебель для спальни, столовой и гостинной, на неё приходится 31% от всего рынка, на кухонную мебель приходится всего 16% (подробнее: статья РБК). Стоит отметить, что за последние 5 лет экспорт российской мебели в другие страны вырос в 2 раза и ведущим покупателем является Казахстан.
Нидерландская компания IKEA имела хорошие позиции на российском рынке, но кто потом просил их отказываться от продаж? Мало того, говорится о предстоящем масштабном сокращении сотрудников, 4 фабрики IKEA в России фактически не работают в прежнем режиме и компания объявила о планах закрыть эти объекты. А ведь есть ещё масса магазинов этой компании в разных городах.
В сети гипермаркетов «Твой дом» уже высказали желание приобрести мощности IKEA (источник: статья ТАСС). Представитель российской компании Амина Тагиева сообщила, что руководство готово купить эти торговые сети и производственные мощности. В компании «Твой дом» уверены, что если в IKEA не примут срочных мер, то филиалам иностранной фирме в России банкротство. Ген.директор Hoff тоже сообщил о готовности скупить сеть магазинов уходящей IKEA.
А помните недавно в комментариях обсуждали, что хорошо бы было скупить иностранные заводы за бесценок? Для этого надо было, чтобы такие компании начали получать убытки и сами вышли на покупателей, что собственно и происходит. Ну так если мебельная компания IKEA собирается продавать активы, можно ли справедливо предположить, что в остальных сегментах экономики такая-же ситуация? Это было-бы вполне логично.
В компании IKEA работает около 217 тысяч сотрудников в разных странах и если они освободят российский рынок — то это даст возможность российским производителям тут-же занять освободившиеся ниши. Да, в последние годы продажи мебели немного сократились, но недавно начавшийся рост продаж всё же внушает оптимизм.
Когда продают убыточные и простаивающие активы, владельцы заводов не сильно думают о выгоде, сделка в такой ситуации не принесёт дивидендов, но зато таким способом можно избежать дальнейших убытков. В Европе не ждут долго и если предприятие остановилось — вопросы продажи там стараются решить как можно скорее.
Скажем прямо, за покупкой IKEA выстроилась целая очередь, это даёт надежду учредителям, что цена не будет совсем уж низкой, ведь когда среди покупателей конкуренция — то можно и поднять стоимость, но в любом случае она будет ниже рыночной, ведь компания в убытках и этим обязательно воспользуются хитрые коммерсанты.
В скором времени вопрос будет решён и можно будет обсудить детали сделки и кому достались объекты, тогда можно будет поговорить о стоимости и дальнейших планах на выкупленные мощности, но одно можно сказать точно: название и владельцы будут новые. А если ещё кто-то из иностранных компаний захочет остановить производство в России и уволить сотрудников, то его ждёт точно-такая-же процедура, как компанию IKEA, которая имела широкое представительство на российских рынках и лишилась их в одночасье по собственному желанию.