ИКЕА уходит из России. Компания приняла решение выставить на продажу четыре мебельных фабрики – в Ленинградской, Кировской, Московской и Новгородской областях – и распродать складские запасы. Продажи в магазинах и «онлайн» пока остаются «на паузе», однако товары компании уже появились на маркетплейсах.
Уход ИКЕА для многих жителей России будет грустной новостью: не зря же накануне закрытия магазинов 4 марта в ТЦ выстроились длинные очереди перед кассами, а компания за пару дней продала месячный объём товаров. Грустная новость это и для самой ИКЕА: в 2020 году её выручка превысила 123 млрд рублей, а в 2021 году увеличилась на 31%.
Однако есть те, кто выиграет от ухода.
Никуда не делись конкуренты ИКЕА: отечественный Hoff и французский Леруа Мерлен. Что-либо за французов сказать сложно – они, в отличие от Hoff, интервью не давали. А директор Hoff Максим Гришаков ещё пару месяцев назад рассказал, как обстоит дело с бизнесом у его компании.
1. Hoff и IKEA пересекались порядка 80% товарных позиций. Уход IKEA привёл к росту выручки магазинов Hoff в диапазоне от 5 до 25%.
2. У Hoff 80% товаров произведены в России, оставшиеся 20% закупались в КНР и ЕС. Логистика из ЕС «сломалась», часть фирм отказались работать с Россией. Есть риск сокращения поставок дорогих товаров для дома, но нижний и средний ценовые сегменты это не затронет – эти товары производят в России или Китае. Логистика с КНР пусть с перебоями, но работает. Часть китайских поставщиков попытались перевести Hoff на предоплату, но компания отказалась с ними работать.
3. В феврале и марте был повышенный спрос на мебель – люди покупали её, ожидая роста цен. В ближайшие месяцы спрос снизится. Дальнейший драйвер продаж мебели – ввод новостроек.
4. Цены на мебель в сети поднялись на 10–15%, но уже начали снижаться. Причина подорожания – рост стоимости материалов для изготовления мебели.
5. Hoff планирует расширяться, в том числе в новых форматах, а также наращивать долю онлайн-продаж.
В общем, свято место пусто не бывает. Однозначно стоит поблагодарить ИКЕА за то, что помогла поднять культуру производства в мебельной промышленности.
Но теперь мы уж как-то сами. Главное, что фабрики, оборудование, люди и идеи с уходом ИКЕА остаются в России.