Свергнутый армией с поста премьер-министра два месяца назад Имран Хан начал борьбу за возвращение во власть
Отправленный в апреле в результате конституционного переворота в отставку с поста премьер-министра Имран Хан и его партия «Пакистанское движение за справедливость» (Pakistan Tehreek-e-Insaf – PTI) начали акции гражданского неповиновения. С новой силой страна забурлила после истечения объявленного на прошлой неделе Имран Ханом шестидневный ультиматум правительству Шахбаза Шарифа с требованием досрочных выборов. Имран Хан и его сторонники требуют распустить парламент и назначить выборы на более ранний срок, чем предложенный избиркомом май 2023 года. Отстранённый от должности экс-премьер популярный политик стремится взять реванш, опираясь на массовые протесты.
Новый премьер Шахбаз Шариф отверг ультиматум оппозиции и ввёл войска в столицу страны Исламабад для охраны правительственных зданий, в том числе парламента и офисов президента и главы правительства. Экстраординарные меры были приняты после столкновений между сторонниками оппозиции и полицией.
На прошлой неделе участники многотысячного марша оппозиции во главе с Имраном Ханом в течение нескольких дней прошли колонной из города Пешавар провинции Хайбер-Пахтунхва до Исламабада, сметая на своем пути установленные полицией заграждения и блокпосты.
Сам Имран Хан ехал во главе колонны на грузовике с символикой его партии. В Лахоре полиция попыталась остановить колонну, применив слезоточивый газ и задержав активистов его партии «Техрик-и-Инсаф» (PTI).
Свою избирательную кампанию бывший премьер-министр начал с Пешавара – административного центра именно «пуштунской» провинции, неспроста. Напомним, что пуштуны составляют большинство боевиков запрещённого в России «Талибана» и составляют немалую часть населения страны.
Новый министр обороны призвал армию к подавлению волнений в провинции, что, однако, в Пешаваре, Вазиристане и «зоне свободных племён» это по определению невозможно.
Снятый в начале октября прошлого года главой пакистанской армии генералом Баджвой с поста директора межведомственной разведки ISI генерал Фаиз Хамид был отправлен командовать именно Пешаварским полком. 21 октября в Кабул отправилась внушительная пакистанская делегация, которую официально возглавлял глава МИД Курейши, а неофициально – Фаиз Хамид с главами нескольких подразделений ISI, поставивший своих людей в Афганистане на ключевые позиции, чтобы держать руку на пульсе афганских событий. «Как куратор Талибана, приведший его к власти в Афганистане, генерал-лейтенант Фаиз Хамид должен проинструктировать оставляемое им талибское правительство, провести важные встречи накануне вынужденного ухода и передать часть дел новому куратору», – так прокомментировала этот визит российский востоковед и знаток региона Юлия Юзик. 18-19 ноября 2021 года Хамид нанёс ряд прощальных визитов, посетив тогдашних премьер-министра Имрана Хана, главу МИД Махмуда Курейши и других высших чиновников. Но вот встретиться с Баджвой Фаиз Хамид не пожелал.
Таким образом, армия в Пешаваре сейчас находится де-факто под контролем сторонника Имран Хана и врага «сильного человека» Пакистана, того самого генерала Баджвы. Влияние Фаиза Ахмеда тем более значительно, что в своё время именно он курировал создание разведки движения «Талибан».
Как будут развиваться события дальше?
Выступая в Лахоре, Имран Хан сказал: «Вечеринка только начинается! Я созываю не только PTI, но и весь Пакистан! Вы все должны подготовиться на улицах, в городах и деревнях. Вы должны дождаться моего сигнала, когда я скажу вам всем собираться в Исламабаде».
«Мы не хотим навредить нашей стране, но мы никоим образом не примем это импортированное правительство. Это движение будет набирать обороты», – добавил Имран Хан, подтвердив своё требование о проведении новых выборов. Он стал первым за более чем два десятилетия премьером Пакистана, посетившим Россию. 24 февраля, в день начала спецоперации на Украине, он провёл переговоры с Владимиром Путиным, посвящённые реализации совместных проектов в энергетике, причем, приоритетным было названо строительство трубопровода «Пакистанский поток». Планировалось, что он соединит терминалы по приёму сжиженного природного газа в Карачи на юге с промышленным Лахором на северо-востоке страны.
В апреле 2022 года правоцентристская консервативная партия «Пакистанская мусульманская лига» во главе с Шахбазом Шарифом инициировала в парламенте вотум недоверия Имрану Хану, и он был смещён с должности. Оппозиция обвинила его в неспособности улучшить экономическую ситуацию в стране и коррупции. «Инициатива, направленная на то, чтобы лишить меня власти, – это явное вмешательство США в наши внутренние дела», – ответил на это Имран Хан. В своем последнем обращении к нации в качестве премьер-министра он призвал граждан к проведению мирных протестов против нового правительства, подчеркнув, что передачу власти следует осуществлять только через выборы.
Ситуация в Пакистане становится все более напряженной. В Лахоре полиция применила слезоточивый газ и оттеснила сотни демонстрантов, которые забрасывали камнями, пытаясь пройти по перекрытому мосту возле города, чтобы сесть на автобусы, направляющиеся в Исламабад. Десятки сторонников Хана вступили в столкновения с полицией в Исламабаде, где демонстранты подожгли кусты вдоль главного бульвара столицы, в результате чего дым и пламя были видны издалека в небе. Сообщалось также о столкновениях в других городах, в том числе в Карачи, где демонстранты сожгли полицейскую машину. По меньшей мере, дюжина демонстрантов и несколько полицейских получили ранения.
Власти используют десятки транспортных контейнеров и грузовиков, чтобы перекрыть основные дороги на пути протестующих в Исламабад.
На фоне слухов о готовящемся заговоре с целью убийства Имрана Хана, полицейское управление Исламабада заявило в субботу, что службы безопасности города приведены в состояние повышенной готовности: «В связи с ожидаемым прибытием председателя «Пакистан Техрик-и-Инсаф» (PTI) Имрана Хана в Бани Гала, жилой район, расположенный в Исламабаде, меры безопасности в этом районе были усилены и объявлена повышенная тревога… Полиция Исламабада обеспечит полную безопасность Имрана Хана в соответствии с законом, и ожидается взаимное сотрудничество со стороны службы безопасности Имрана Хана».
Недавнее приглашение премьер-министром Шарифом к «большому диалогу» было отвергнуто оппонентами. «Те, кто послужил проклятием для бедняков, заложили основу политического и экономического хаоса в стране», а заявления правительства о стабилизации экономики за счёт повышения цен на газ, топливо и электричество «смехотворны», заявил 5 июня в видеообращении к гражданам пресс-секретарь PTI Фаррух Хабиб. «Движение за справедливость» ПДС рассматривает приглашение к диалогу от правительства только как попытку последнего скрыть свои ошибки, допущенные в первые 50 дней после прихода к власти.
27 мая правительство Шарифа под давлением МВФ постановило урезать государственную субсидию на топливо и нефтепродукты на 30 рупий (12,9 рубля), что привело к резкому росту цен на топливо, «по цепочке» распространяющемуся по всей экономике, в том числе на продукты питания. По словам бывшего министра внутренних дел Шейха Рашида Ахмеда, топлёное масло подорожало на 200 рупий (86 рублей), а крупы – на 70 рупий (31 рубль), достигнув 100 рупий (43 рублей) за килограмм. «Время ухода правительства уже близко, они должны будут уйти в любом случае», – заявил Шейх Рашид, по словам которого правительство сейчас «попало в ту яму, которую оно выкопало Имрану Хану».
Хассан Ниязи, племянник Имрана Хана, заявил, что если с его дядей что-нибудь случится, то это будет расценено как нападение на Пакистан и ответ будет агрессивным. Сообщается, что лидеру протестов посоветовали использовать пуленепробиваемые очки во время его митингов. «Но, как всегда и как обычно, он сказал, что моя [смерть] придёт, когда пожелает Аллах. Не беспокойтесь об этом», – цитирует Имран Хана газета Dawn.
По оценкам экспертов, для того, чтобы избежать полного экономического коллапса, Пакистану необходимо, как минимум, 36 млрд. долларов, предоставить которые едва ли смогут традиционные «доноры» в лице выставляющего кабальные колониальные требования МВФ, а также Саудовская Аравия и ОАЭ, в которые «пенджабцы» Шарифы вкладывали немалые деньги.
Выражаясь языком математической теории катастроф, страна в Южной Азии, пятая по численности населения в мире (более 220 миллионов человек) уже попала в воронку событий, вынырнуть из которой она вряд ли в состоянии. Разгорающийся костёр социальных и политических раздоров активно подпитывается чреватым пожаром гражданской войны расколом силовых, политических и религиозных элит.
Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук