Одним из очень неприятных элементов шестого пакета европейских санкций против России стал пункт о запрете страхования танкеров, перевозящих российскую сырую нефть.
Недаром сам Жозеп Боррель, главный дипломат Европейского союза, назвал это ограничение «большим ударом по военному сундуку России». Что в какой-то мере, особенно на первых порах, может быть, и верно.
Хотя шестой пакет и получился «дырявым» (поскольку полный запрет на импорт нефти из России протащить не удалось) ЕС и Великобритания всё же договорились ввести запрет на страхование любых судов, перевозящих российскую нефть в любую точку мира.
Фактически лишив одного из крупнейших производителей сырой нефти способа доставки её к потребителям. Ведь без страховки нефтеналивные танкеры не смогут заходить под разгрузку в какой-либо значимый порт.
При этом еврочиновники с радостью заявили, что Россия ощутит негативные последствия этого запрета уже к концу этого года. Но не всё так гладко складывается и для них.
Многие аналитики предупреждают о более серьезных экономических последствиях такого запрета, имеющих важное значение для международной торговли.
«Ограничения на страхование очень специфичны, поскольку это отдельный рынок — морское страхование. Вот почему многие аналитики считают, что в ближайшем будущем произойдет рост цен, и вполне возможно, что цена за баррель приблизится к 135 долларам»,- предупреждает Николаос Фарантурис, профессор права Пирейского университета.
Профессор считает, что такой запрет может быть лишь временным решением, ибо постоянное его действие может повредить экономическим интересам, даже не связанным с нефтью.
«Это максимум, что блок может сделать, не нанося вреда своей экономике. Любые другие санкции будут иметь катастрофические последствия, так как любые дальнейшие санкции не будут приняты экономикой ни одной страны ЕС. Вот почему у эмбарго есть много «если» и «но» и есть еще много вопросов»,- добавил Фарантурис.
Ну и похоже, что Россия нашла выход из сложившейся ситуации. Помимо того, что российская нефть продолжает по нефтепроводу поступать некоторым европейским странам, откуда расходится дальше по Европе, в решении проблемы задействована Российская национальная перестраховочная компания (РНПК).
Она стала основным перестраховщиком для российских судов, в том числе танкеров «Совкомфлота». Гарантий, предоставляемых РНПК страховщикам, хватит для обеспечения работы танкерного флота России. Они также дадут возможность не прибегать к услугам зарубежных компаний, которые не планируют работать с Россией.
«Увеличение гарантированного капитала РНПК (до 750 млрд рублей) расширит возможности российских страховщиков в сфере перестрахования рисков внутри России и управления новыми санкционными рисками», — заявили в компании.
Вон Иран и под более жёсткими санкциями умудрялся торговать наливной нефтью, не имея экспортных нефтепроводов, а Россия — это и близко не Иран.