Европа устала и вновь разобщена на два лагеря. Она загнала сама себя в трясину, из которой сейчас пытается выбраться, но вместо помощи союзники только еще больше погружают ее в зловонную жидкость. Таково краткое резюме вышедшей вчера на популярном французском радио «Europe1» передачи: «Европа разъединена, два лагеря противостоят друг другу?» (на фр.). Очень познавательный эфир получился, однако.
Журналистов Жиля Монтре, Жанет Буграб и Луи Дроннеля позвали в студию обсудить последнее обращение Зеленского. Вот его суть: «Переговоры не движутся с места, Европа толкает Украину к результату, который ее не устраивает, но который выгоден Росси. Усталость в Европе нарастает и европейцы хотят результата для самих себя, но Украине нужен результат для нее». Неказисто, но чем не повод для дискуссии. Итак:
Вопрос ведущей Лоранс Феррари: Какова ситуация на настоящий момент в Европе?
Жиль Монтре: Нужно сказать честно, европейское единство покрылось трещинами, европейцы разобщены и устали. Сейчас в Европе есть две линии: одна американская, ее придерживаются Польша, страны Балтии и некоторые другие страны. Они считают, что не о чем говорить с Россией и надо идти до конца.
А есть другой европейский клан: Франция, Германия, и к ним присоединилась определенная часть английского общества. Недавно газета «Гардиан» вышла со статей, в которой автор призывает заканчивать с санкциями и начинать переговоры с Россией. Санкции, по его мнению, показали свою неэффективность, они играют на руку Путину, они ведут к удорожанию углеводородов, к обогащению России, поэтому надо начинать переговоры.
Недавно мы слышали жесткие слова министра иностранных дел Украины, адресованные президенту Макрону: «не желая унижать Россию, вы унижаете себя». Украинскому министру вторили эстонцы и латыши.
Сложность положения европейцев в том, что у американцев есть средства для ведения войны, а Зеленского толкают на продолжение войны. Европейцы же понимают, что цена, которую придется заплатить за войну, огромна, в сравнении со все более и более призрачной победой. Русские продолжают постепенно отвоевывать территорию у Украины, ассимилировать эти территории. И, может быть, продолжительная война не была планом № 1 Москвы, но совершенно точно это план № 2, и русские готовы заплатить за него цену.
Мы, европейцы, находимся в сложной ситуации. Русские смотрят на то, как мы публично критикуем друг друга и смеются над нами. И это просто катастрофа.
Жанет Буграб: Украина не хочет мира. Ей нужно оружие, чтобы вести войну. В России был с визитом президент Сенегала и Африканского Союза Маки Салл, и он обвинил нас, европейцев, в том, что мы говорим о углеводородах, но молчим о надвигающемся голоде. Трещина в Европе еще и здесь пролегает. Маки Салл критиковал европейские санкции: «Вы имеете деньги, чтобы выдержать отрицательный эффект санкций, но не мы, у Африки такой возможности нет. Поэтому надо вывести из-под санкций все, что касается продовольствия. Отключение российских банков от системы SWIFT привело к тому, что африканские страны не могут заплатить за поставки продовольствия».
Луи Дроннель: Больше всего поражает то, что произошел раскол Европы. Сейчас опять есть две Европы. Те страны, которые находятся рядом с Россией, и для которых не стоит вопрос надо поставлять оружие или нет. Польша поставила Украине оружия на 1,5 миллиарда долларов, что составляет 30 % ее военного бюджета.
Но есть и другая Европа, к которой относится Франция. Французские военные не хотят поставлять оружие Украине, потому что нам самим нужно поддерживать боеспособность. Мы уже говорили, что у Франции есть боеприпасов только на 10 дней, а по последним данным только на три дня интенсивных военных действий. Мы согласились поставить 6 пушек «Сезар» из 76 имеющихся на вооружении. И это стало предметом острых споров…
Мы поставляем на украину очень мало оружия, поскольку не хотим, чтобы нам поставили в вину, что наше оружие убивает российских солдат. Францию уже обвиняют в военных преступлениях, поскольку она предоставила пушки «Сезар» Саудовской Аравии для ведения войны в Йемене.
Жиль Монтре: Для меня самое страшное в том, что европейцы открыто публично критикуют друг друга. Все, что мы построили в самом начале конфликта, общая политика санкций, европейское единство, — все это рушится на наших глазах, ради всего святого, европейцам надо говорить в унисон! В противном случае над нами смеются все, во-первых, русские, которые с самого начала знали, что европейцы не могут быть едиными. Во-вторых, американцы, которые с удовольствием наблюдают, как на их глазах рушится идея «мощной Европы».
Жанет Буграб: Что же касается меня, я нахожу отвратительным то, как Украина критикует Францию, и то, что в Европе никто не отреагировал на недопустимые высказывания в адрес президента Макрона…»
По-моему, весьма поучительная дискуссия. Ясно, по крайней мере, одно, украинская тема в Европе уже порядком всем надоела, как и откровенное хамство ее руководителей. А поддержка незалежной оказалась делом дорогим и неблагодарным, и далеко не все в Европе готовы за нее платить и уж тем более — расплачиваться.