История с оплатой западными компаниями российского природного газа в рублях через специальные счета в «Газпромбанке» развивается вполне ожидаемо. По данным агентства Bloomberg, на конец апреля десять европейских импортеров открыли соответствующие счета, а четверо уже расплатились в российской валюте.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался называть импортеров, которые согласились или отказались оплачивать российский газ рублями. По его словам, эта информация «вряд ли подлежит публикации». Но 11 мая премьер-министр Италии Марио Драги сообщил, что «крупнейший импортер газа в Германии уже заплатил в рублях».
В любом случае, лед тронулся. А теперь еще и российские авиакомпании друг за другом заявляют, что намерены оплачивать находящиеся у них в эксплуатации на основе лизинговых договоров западные самолеты тоже в российских рублях.
С конца февраля на Западе действует запрет на поставку российским перевозчикам самолетов и запчастей к ним, а также на страхование и техническое обслуживание лайнеров. Также лизинговые компании до 28 марта должны были забрать из России принадлежащие им воздушные суда. В ответ правительство России распорядилось отдавать самолеты только по решению специальной комиссии по импортозамещению. Возвращено было всего 78 лайнеров, а более 500 единиц остаточной стоимостью в 20 миллиардов долларов остались в России и выполняют внутренние рейсы.
При этом наша страна не намерена нарушать свои обязательства перед зарубежными лизинговыми компаниями. На сегодняшний день десять российских авиаперевозчиков уже открыли, а еще пять находятся в процессе открытия специальных банковских рублевых счетов типа С. На эти счета и будет перечисляться в российских рублях (по курсу Центробанка на день платежа) оплата за эксплуатацию лизинговых самолетов.
Деньги эти немалые. Самые популярные у российских авиапассажиров среднемагистральные самолеты Boeing 737 и Airbus A320 в зависимости от возраста и состояния обходятся в 250-350 тысяч долларов ежемесячно. Теперь эти денежки лизингодатели из «недружественных стран (список определен указом Президента России) могут получить рублями на своих счетах типа С.
Делать они этого в обозримом будущем не смогут, поскольку ЦБ вместе с правительством заблокировали возможности вывода капитала из страны. И это их, западные, проблемы. Российские авиаперевозчики будут исправно платить. По законодательству России, авиакомпания, перечислившая деньги за лизинг на счет «С», считается выполнившей свои обязательства по контракту. Деньги эти, таким образом, будут исправно накапливаться в российских банках.
Теперь решим простейшую арифметическую задачку. Возьмем примерную сумму оплаты лизингового самолета 300 тысяч долларов в месяц, умножим на 500 лайнеров и получим «кругленькую сумму» в 150 миллионов долларов ежемесячно. В рублевом эквиваленте общая сумма составляет чуть менее 10 млрд рублей в месяц.
Осталось только позаботиться, чтобы эти деньги не лежали на банковских счетах без дела, а «крутились» в реальном секторе русской экономики. Сделать это можно легко. Например, через покупку облигацией компаний реального сектора экономики, или же проектных облигаций, выпущенных, к примеру, для финансирования объектов транспортной инфраструктуры. В общем, применение деньгам найти можно легко. Осталось только это исполнить.