Некоторые европейцы считают, что «Северный поток-2» — это просто инструмент Кремля, в то время как другие считают, что это эффективный метод удовлетворения потребностей Европы в газе. Однако, учитывая нынешний энергетический кризис, возникает более насущный вопрос: поможет ли трубопровод смягчить нынешнюю ситуацию? Эксперты на Западе настроены мрачно.
В последние недели Европа столкнулась с чрезвычайным энергетическим кризисом. Миллионы людей сталкиваются с реальной возможностью оказаться не в состоянии отапливать свои дома этой зимой. По сравнению с началом года стоимость газа выросла в пять раз. В результате того, что американские суда с сжиженным газом переводятся в азиатские порты, а не в европейские, Европа ищет спасения в газопроводе «Северный поток-2», который был построен, но еще не открыт. Способен ли он помочь в решении этого вопроса?
Некоторые европейцы считают, что трубопровод «Северный поток-2» по дну Балтийского моря является всего лишь инструментом Кремля, в то время как другие считают, что это эффективный метод удовлетворения энергетических потребностей Западной Европы. Как это всегда бывает, обе группы в чем-то правы. Однако нынешний энергетический кризис поднимает более серьезные вопросы: что задерживает запуск газопроводов? Когда будут доставлены первые кубометры газа? Поможет ли газопровод «Северный поток-2» смягчить нынешний энергетический кризис в стране?
Трубопровод был завершен несколько недель назад после двух с половиной лет работы, и с тех пор немецкие власти оценивают, соответствует ли он всем критериям и стандартам. Вполне возможно, что процедура займет больше времени. В худшем случае, до мая следующего года. У немцев есть время до января 2022 года, чтобы завершить оценку газопровода, но их выбор будет тщательно изучен Европейской комиссией, у которой на это будет четыре месяца. Зима, а также возросший спрос на российский газ, возможно, уже прошли к тому времени.
Как эксперты оценивают перспективы своевременного запуска газопровода?
Некоторые прогнозируют, что российский газ может начать поступать по «Северному потоку-2» уже в этом году, но большинство считает, что это произойдет не раньше следующего года. Первая поставка в Европу по этому маршруту, по данным консалтинговой фирмы Energy Aspects («Мы думаем, что это произойдет скорее раньше, чем позже»), состоится в феврале 2022 года, в то время как инвестиционный банк «ВТБ Капитал» оценивает дебют в 2022 году.
Тем не менее, Россия добивается скорейшего утверждения газопровода по очевидным (коммерческим) причинам, утверждая, что его завершение поможет в решении европейской энергетической проблемы. В газете «Нью-Йорк Таймс» сообщалось, что российский президент заявил: «Немецкий регулятор должен ускорить свое решение». «Конечно, если бы мы смогли увеличить поставки по этому каналу, мы могли бы со 100-процентной уверенностью заявить, что напряженность на европейском энергетическом рынке значительно снизилась бы, и это оказало бы влияние на европейские цены на газ», — добавил Путин.
Почему газ не течет по старому-новому маршруту (газопровод «Северный поток-2» проходит параллельно «Северному потоку-1»)? Немецкий регулятор, как уже говорилось ранее, играет самую важную роль (BNetzA). Ранее они заявляли, что все технические параметры газопровода находятся в пределах нормы. Запуск газопровода в настоящее время «задержал» расследование того, были ли выполнены критерии регулятора. «В первую очередь, мы говорим о недискриминационном доступе к сети», — заявили представители регулятора.
В результате открытие газопроводов зависит от ответа на следующий вопрос: будет ли оператор газопровода ограничивать доступ третьих лиц к своим сетям? Газ будет поступать по трубопроводам, если этот вопрос будет решен должным образом и оперативно, но неизвестно, как это повлияет на кошельки европейских потребителей. По мнению экспертов, уникального эффекта не будет. «Сомнительно, что «Северный поток-2″ окажет существенное влияние на европейские счета за газ», — заключает информационное агентство Reuters.
Для этого есть несколько причин. Основная причина этого заключается в том, что существует скептицизм по поводу того, что, если первые поставки газа поступят в Европу в этом году, Россия сможет увеличить добычу газа на экспорт, несмотря на местные потребности. По мнению некоторых аналитиков, у «Газпрома» теперь есть дополнительные мощности по поставкам до открытия нового газопровода, и недостаточная добыча газа является более серьезной проблемой, чем транзитные мощности. Запуск «Северного потока-2» в этом сценарии не окажет существенного влияния на цены на газ в Европе, включая Чехию.
К концу этого года российский «Газпром» рассчитывает передать «всего» 5,6 миллиарда кубометров газа в Европу по «Северному потоку-2». Это незначительная деталь: в первом квартале этого года потребление природного газа в Европе составило более 132 миллиардов кубометров, при этом на российский газ приходится почти 40 % от общего объема потребления.