Евразийская экономическая комиссия активизирует усилия по созданию единого ценового рынка сырьевых товаров. Речь идёт о широком перечне позиций, начиная от угля и металла, заканчивая нефтью и газом.
Сейчас стоимость сырьевой продукции даже для внутреннего рынка сильнейшим образом зависит от ситуации на западных биржах. Да, за последние два месяца происходят определенные позитивные изменения. Например, правительство ограничило наценку для металлургической продукции, предприняло меры для защиты внутреннего рынка сельхоз продукции и т.д.
Но, во-первых, все это происходит в ручном режиме, который несёт риски «человеческих факторов». Во-вторых, экспортная цена на нашу сырьевую продукцию все равно формируется по котировкам Лондона или Нью-Йорка. И, разумеется, не в рублях, а в иностранной валюте.
Разумеется, России нужна собственная национальная система бирж. Чтобы цены на нашу продукцию определялись внутри России и для внутренних потребителей не были бы привязаны к экспортным.
Да, в России правительство обязало нефтекомпании продавать 12% производящегося бензина и 8,5% дизеля на бирже. Но это — капля в море. Более того, эти объемы направлены исключительно на внутренний рынок. И цель — не сформировать собственный эталон, а обеспечить внутренний рынок необходимыми объемами.
Разумеется, нам необходимо создавать два отечественных биржевых контура: внешний и внутренний. На внешнем компании должны зарабатывать, на внутреннем — обеспечивать потребности русской экономики. Что же касается импортеров наших сырьевых товаров, то, в идеале, они должны приходить на Московскую или Петербургскую биржу и закупать нужные товары.
С другой стороны, замкнуться исключительно внутри Россия не может. Как минимум, имеются государства ЕАЭС, который предполагает свободное перемещение товаров и услуг в рамках союза. Этим, к сожалению, пользуются спекулянты, которые зачастую перепродавали русское зерно или же металлы.
Россия не может ограничить поставки своих сырьевых товаров в тот же Казахстан, Армению или Киргизию. Точнее, может это сделать, но тогда пропадает смысл существования ЕАЭС и говорить о создании новой валютной зоны уж точно не придется. Да, сейчас правительство запретило экспорт продукции АПК в т.ч., и в страны ЕАЭС. Однако это настолько вынужденная мера, что иных вариантов просто не нашлось. Тем не менее понятно, что всегда так продолжаться не может.
Исходя из всего этого, необходимо формировать единый рынок сырьевых товаров стран ЕАЭС. Союз в состоянии обеспечить себя всем необходимым. При этом, было бы неправильно говорить, что все будет делаться за счет России. Вовсе нет.
Например, Казахстан является крупнейшим производителем нефти, зерна, урана и т.д. Белоруссия — сахара, лесопромышленной продукции, цемента и т.д.
Создать единый рынок сырьевых товаров ЕАЭС эффективнее и проще всего через систему национальных бирж. Данный механизм в состоянии регулировать себя сам. Так, чтобы правительствам не приходилось постоянно вмешиваться в ситуацию. Напомним, что речь идет о внутреннем рынке стран ЕАЭС, а не об экспорте.
Министр по интеграции и макроэкономике ЕЭС Сергей Глазьев давно продвигает создание системы национальных бирж. И сейчас этот проект как никогда близок к реализации.
На первом этапе предполагается опробовать новый механизм на таких товарах, как растительное масло, сахар, уголь, металлы, лесоматериалы, цемент, золото и так далее. На втором этапе — нефть, газ, электроэнергия.
Рассматривается два варианта. Первый предложила Россия (надо понимать, Глазьев). Второй — Белоруссия
Российский вариант предполагает создание единой системы национальных бирж, который включит все торговые площадки стран-участниц ЕАЭС. К торгам будут допущены представители абсолютно всех стран. Например, казахстанские предприятия смогут закупать на санкт-петербургской товарной бирже металлы без ограничений, а белорусские компании зерно на бирже в Алмате.
Белоруссия предлагает несколько иной вариант. В первую очередь допуск к торгам получат национальные компании. То есть, на белорусской бирже изначально смогут приобретать товары белорусские компании. А вот предприятия из других стран ЕАЭС допускаются только на втором этапе. В том случае, если условно белорусские компании закупили весь необходимый объем, а производители готовы выставить еще большее предложение. Разумеется, действие подобной схемы предполагается не только в Белоруссии, но и во всех государствах ЕАЭС.
Проект Минска, в целом, понятен. Таким образом Минск хочет защитить внутренний рынок. С тем, чтобы национальные компании не ушли на другие площадки, а у национальных производителей не выкупили бы весь объем продукции.
Тем не менее, если смотреть с точки зрения России, то нам выгоден «план Глазьева». И дело вовсе не в том, чтобы наши предприятия осуществили экспансию в страны ЕАЭС, вытеснив местных производителей за счет более низких издержек при производстве продукции. Наоборот, Россия заинтересована в развитии реального сектора экономик стран ЕАЭС и не должна рассматривать, скажем Новополоцкий НПЗ в качестве конкурента российским.
Главное в формировании единого рынка сырьевых товаров — создание собственных эталонов. И, разумеется, они будут рассчитываться совсем не в долларовом эквиваленте. При этом, ни одна национальная валюта четырех стран ЕАЭС не может конкурировать с рублем. А, значит, единой валютой ценообразования сырьевых товаров станет российский рубль. На него будут смотреть и вести расчеты производители зерна из Казахстана или производители сахара из Белоруссии. В рублях же будет формироваться и цена для внешнего рынка.
Другое дело, что одновременно с запуском инструмента национальных бирж необходимо формировать второй, внешний контур. При этом, внешнеторговая политика стран ЕАЭС (пошлины, квоты и т.д.) должна быть единой и согласованной. Но это уже совсем другой вопрос.