Российская экономика не обрушилась сразу. Это главная хорошая новость, которую нам продолжают сообщать не только в телевизоре, но и во многих экспертных блогах. И в принципе, всё правильно. Только не понятно, почему мы должны радоваться. Ведь никто и не ожидал, что всё национальное хозяйство схлопнется сразу за несколько дней. Процесс распада, как и любой другой, развивается по своей логике и по своему естественному графику, постепенно, но неуклонно.
На первых порах у предприятий сохраняются складские запасы.И кстати, чем больше в кампании бардака, тем большими могут оказаться такие запасы. Другое дело, что они всё рано кончаются, а главное — кончаются неравномерно. Иными словами, даже если у вас в избытке запасены гайки, но у ваших партнеров закончились болты, проку от ваших заначек будет мало.
Сейчас промышленные технологи заняты решением уникальной и впечатляюще идиотской, а потому и очень непростой задачи — демодернизации производства. Как научиться делать продукцию худшего качества, чем раньше, и заведомо устаревшей? В принципе найти технические решения во многих случаях можно. Правда, они не так просты, как кажется. Если где-то можно вернуться к ремесленным технологиям и даже придумать что-то неожиданное и оригинальное (нечто вроде широкого внедрения реконструкторских практик, позволяющих нам сшить почти аутентичную средневековую одежду), то для производства массовой продукции придется откуда-то доставать устаревшие станки и оборудование. А их давно уже отправили на металлолом.
Очевидный идиотизм поставленной задачи, однако, состоит в том, что непонятно, зачем её решать. Ведь в случае успеха мы организуем множество производств, изготавливающих продукцию, которую по доброй воле никто не захочет покупать. И потом, когда рано или поздно всё это закончится, у нас останется множество заводов и фабрик, годных только на то, чтобы стать музейными экспонатами. Демодернизированную промышленность придется теперь в очередной раз ломать и заново модернизировать.
Никакого отношения к ре-индустриализации всё это не имеет. Для индустриализации нужен развитый машиностроительный комплекс, который как раз должен быть оборудован по последнему слову техники. И сделать это в условиях полной закрытости невозможно — вспомним историю советской модернизации 1930-х годов, которая активно использовала передовые технологии, опыт и оборудование с Запада.
Однако всё это вообще важно лишь для тех, кто намерен что-то производить и собирать. Те же, кто лишь продают, будут спокойно работать до тех пор, пока на складе не закончатся товары, после чего так же спокойно закроются.
Автор — социолог, политолог Борис Кагарлицкий (@kagarlitsky)