Хроника российско-украинских событий на стыке марта и апреля оказалась отмечена двумя произошедшими подряд громкими эпизодами с участием вертолетов. Сначала неудачная попытка эвакуации по воздуху руководителей запертой в Мариуполе группировки националистов, закончившаяся гибелью винтокрылых машин. А 1 апреля боевые «вертушки» с Незалэжной атаковали объекты на российской территории. Мы выслушали комментарии специалистов по поводу всплеска активности украинских вертолетчиков.
Первым нашим собеседником стал Заслуженный летчик-испытатель СССР Феликс Воробьев. Такой выбор эксперта не случаен. Ведь за спиной у Феликса Михайловича почти полвека летной практики, на протяжении которых он освоил около 30 типов самолетов и вертолетов. Кроме того, Воробьев на протяжении нескольких лет являлся личным пилотом Ясира Арафата. Часто лидера Палестины приходилось возить на его «вертушке» над густонаселенными жилыми кварталами, порой в условиях, «приближенных к боевым», — под угрозой обстрелов с земли. Очень похоже на нынешнюю ситуацию в районе Мариуполя.
— Насколько авантюрной была затеянная украинцами операция с воздушной эвакуацией своих «руководящих кадров» из осажденного комбината «Азовсталь»?
— Если говорить о шансах на успех в данном конкретном случае, то я бы оценил их, как 50х50. Конечно, организаторы операции прекрасно понимали, что в большом городе, где военные силы проводят «зачистку» кварталов, эти вертолеты поджидает масса опасностей. Причем обстановка там меняется очень быстро, а потому обстрелять летящие Ми-8 с земли могут в любой момент из самых неожиданных мест. Хотя у украинской стороны наверняка расчет был на эффективную помощь американцев: те мониторят ситуацию со своих спутников и могут передать самые свежие данные по дислокации.
— Судя по сведениям, полученным при допросе людей, находившихся в одной из сбитых машин, которые уцелели в этой «мясорубке», вертолеты прилетели на территорию «Азовстали» около 5 утра. А еще через полчаса уже отправились в обратный путь. Насколько удачно выбрано время?
— Могу предположить, что они выбирали момент, исходя из известных психологических и медицинских наблюдений. Именно под утро для тех, кто дежурит, — в данном случае, наблюдая за обстановкой вокруг, наступает период максимальной усталости. Значит, есть шанс, что у кого-то «на земле» притупится бдительность, а кто-то и вовсе задремлет… Так, наверное, рассуждали разработчики данной вертолетной спецоперации. В итоге эти Ми-8 прилетели в Мариуполь около пяти, а взлет с территории «Азовстали» осуществили уже в предрассветных сумерках. Однако, как мы видим по результатам, надежды украинских авиационных руководителей не оправдались: машины нашими были вовремя обнаружены и сбиты.
— Могли ли экипажи «вертушек» избежать попаданий ракет при помощи маневрирования?
— В условиях большого города такое выполнить трудно. Ведь пилотам вертолетов нельзя было подниматься слишком высоко — их тогда легко бы запеленговали и могли нанести удар с помощью самоходных зенитно-ракетных комплексов, находящихся в этом районе. А идя на малой высоте, они должны были прокладывать курс над кварталами застройки и избегать движения над улицами. Дело в том, что здесь их подстерегала бы большая опасность в виде многочисленных воздушных коммуникаций — проводов, протянутых поперек… Кончилось, как видим, тем, что эти Ми-8 атаки с самоходных ЗРК избежали, но угодили под трофейные «Стингеры» донецких ополченцев.
Оба нынешних инцидента с активным применением украинской стороной своих вертолетов заставляет задаться вопросом: а каким же образом ВСУ умудрились вообще сохранить вполне боеспособные «вертушки» российского производства после предыдущего 8-летнего периода серьезного нарушения логистических связей между нашими двумя странами? У них что, машины милевской фирмы каким-то чудесным образом не изнашивались? Или «кулибины» с Незалежной научились «на коленке» делать запчасти и сменные агрегаты для ремонта тех же военно-транспортных Ми-8?
Ответ довелось услышать от другого вертолетчика, Михаила Ч.
— Конечно, в случае возникшей необходимости отремонтировать вертолеты российского производства украинцам рассчитывать на помощь России в последние годы не приходилось. Поэтому наши соседи вынуждены были искать замену. И она нашлась.
По моим сведениям, большинство проблем с поддержанием вертолетной техники в исправном состоянии украинская сторона решала при помощи «Вертолётки». Так в обиходе называют предприятие в соседней Литве, под Каунасом. Оно было создано еще во времена СССР, чтобы ремонтировать вертолеты для советских ВВС. После распада Союза хозяевами этого технического комплекса с уникальным оборудованием оказались литовцы. У них бывшая во времена «советов» специализированная воинская часть превратилась в коммерческое предприятие под названием Helisota. Тамошнее руководство использовало отработанные годами варианты поставок запчастей и комплектующих через посредников.
На литовской фирме есть все необходимые условия и оснастка для проведения даже сложных видов ремонта вертолетов, тестирования и отладки режимов работы их механизмов и систем. Именно там, под Каунасом в последние годы и приводили в порядок вертолетную технику, принадлежащую ВСУ.
Корреспондент «МК» отыскал во всемирной Паутине сайт упомянутого Михаилом предприятия. Литовские господа настолько толерантны, что предусмотрели даже русскоязычный вариант.
Вот что там удалось вычитать:
«Helisota является членом семьи Avia Solutions Group, крупнейшей аэрокосмической бизнес-группы в Центральной и Восточной Европе с 90 офисами и производственными станциями, предоставляющей авиационные услуги и решения по всему миру.
Helisota – это международный провайдер интегрированных услуг по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) вертолетов. Компания… является авторизованным сервисным центром… Helisota успешно работает и сотрудничает с государственными учреждениями и частными компаниями из более чем 25 стран мира.
Наши основные сферы деятельности: капитальный ремонт, поставка запчастей, ТОиР компонентов…
Наши возможности: Mi-8 (Ми-8T, Ми-8П, Ми-8ПС), Mi-8MT (Ми-17), …Mi-171, Mi-172…»
Что ж, с такой технической поддержкой со стороны специалистов из «симпатизирующего» ей государства Украине по силам оказалось сохранить в работоспособном состоянии свои вертолеты. Теперь они используются Незалежной для ведения боевых действий.
Правда, эффективность невысокая. Судя по данным, которые сообщает российское Министерство обороны, с начала проведения спецоперации на Украине там сбито уже более 74 вертолетов ВСУ.