Прекращение транзита газа по аналогии с перекрытием нефтепровода «Дружба» приведет Украину к потере поддержки Евросоюза. Об этом заявил экономист Василий Колташов.
«Укртранснафта» прекратила транзит российской нефти по южной ветке трубопровода «Дружба», снабжавшей Словакию, Чехию и Венгрию. По мнению Колташова, с самого начала спецоперации РФ было понятно, что Киев рано или поздно перейдет к блокированию поставок российских энергоносителей. Украинская власть может делать это под разными предлогами, от теракта националистов до санкций и политического решения для давления на Москву.
Если нефть можно поставлять в ЕС по морю, а также по северной ветке «Дружбы» через Белоруссию, то попытка прекращения прокачки газа может оказаться для Украины фатальной, считает Колташов. В этом случае страдающий от энергетического кризиса Евросоюз оставит Владимира Зеленского без поддержки: власти ЕС пойдут на это ради спасения собственной политической карьеры. Чтобы вернуть поставки «Газпрома», Брюссель станет вынуждать Зеленского любой ценой договориться с Москвой.
«Киев этим сильно ослабит свои позиции в Европе. Как только Зеленский оставит европейцев без этого потока газа, ЕС может потребовать от киевского режима сдаваться быстрее. Европа оказывается вообще без энергоресурсов, энергетический кризис усиливается, и падение сторонников Украины этим только приближается. И они будут нажимать на Зеленского, говоря: «Сдавайся, откупайся, отдавай территории – лишь бы только мы выдержали, потому что ситуация непростая». А непростая она потому, что Европа поставила все на победу киевского режима», — сказал Колташов на Rutube-канале «Украина.ру».
Ситуация с нефтепроводом «Дружба» показала глубину противоречий в Евросоюзе. Пока венгерская компания MOL пытается возобновить поставки, предлагая оплачивать транзит вместо российской стороны, Евросоюз может данным способом давить на слишком тянущийся к России Будапешт. Формальной причиной остановки прокачки стали сложности с оплатой транзита из-за европейских санкций. Предоплата полностью вернулась на счета российской «Транснефти».