Слабость евро и массовое закрытие корсчетов европейскими банками привели к тому, что европейская валюта быстро теряет популярность в России. За последнюю неделю июля юань впервые обошел евро по обороту на Московской бирже. Сделок «юань-доллар» 25–29 июля было заключено на 208,3 млрд юаней ($31,4 млрд).
Доля юаня в обороте валютного рынка растет, отмечал ЦБ: в июне на нее пришлось 11% оборота биржевого рынка (в апреле — 6%, в феврале — менее 1%) и 8% — внебиржевого (в апреле — 4%, в феврале — 1%). Экспортеры наращивают долю юаня в выручке, население начало переводить в китайскую валюту часть сбережений.
В июне частные инвесторы стали активно торговать юанем (в основном — покупать), отмечал ЦБ: если раньше они практически не работали с этой валютой, то в июне доля физлиц в покупках юаня составила 13,9%. В июне они заключили сделок на 5,4 млрд юаней, чистая покупка составила 2,3 млрд юаней.
Рашникову и Лисину — снизить налоги
Тем временем в Правительстве проваливший импортозамещение вице-премьер предложил резко снизить налоги для компаний-миллиардеров. Вице-премьер Денис Мантуров потребовал льгот для металлургии, так как отрасль находится в глубоком пике: загрузка мощностей — в среднем 80% (было 93%), логистика дорожает, спрос на продукцию падает.
Мантуров предложил уменьшить им налоги.
«Необходимо снизить фискальную нагрузку для компаний черной металлургии, скорректировав акциз на жидкую сталь, а также пересмотреть НДПИ на железную руду и уголь», — призвал Мантуров.
Акциз на сталь, по его словам, в нынешних условиях стал налогом не на доходы, а оборотным налогом. По словам Мантурова, это, особенно, касается ММК Виктора Рашникова и НЛМК Владимира Лисина. Также вице-премьер предложил скупать невостребованную продукцию компаний в госрезерв.
Ранее сенатор Андрей Клишас заявил, что в России провалено импортозамещение: «кроме бравурных отчетов отраслевых ведомств нет ничего».
Импортозамещать придется еще и чай
Международная чайная компания Ekaterra (бренды Lipton и Brooke Bond) решила уйти из России, поскольку «текущая ситуация не позволяет стабильно развивать здесь бизнес», пишут «Известия».
У Ekaterra была одна фабрика в Петербурге. К концу этого года ее остановят, после чего прекратят продажу товаров под этими брендами.
Холодные чаи Lipton разливала в России PepsiCo. В марте этого года компания сообщила, что приостановит инвестиции и продажу напитков в стране.