Член Палаты представителей США Виктория Спартц направила Джо Байдену обращение, в котором предложила американскому президенту создать специальную оперативную группу по контролю за поставками вооружений на Украину.
Это письмо является продолжением её обращения к администрации Байдена от 8 июля, в котором она просила Белый дом «отчитаться» перед Конгрессом об Андрее Ермаке. Спартц кивала на то, что глава Офиса президента Украины несет ответственность за появление «черного рынка» оружия из числа американских поставок, мимоходом указывая и на «тревожное накопление власти Ермаком». Казалось бы, вещи несколько далекие друг от друга, ведь украинские силовики и минобороны в большей степени ответственны за серую торговлю оружием.
К слову, подобный эпизодов хватает: в украинском даркнете уже не раз всплывали экземпляры из американских поставок. Например, легендарные ПТРК Javelin по 30 000$ за штуку.
Впрочем, внимание к Ермаку легко объясняется, если напомнить всю подоплеку этой скандальной истории.
Вся интрига завертелась вокруг конфликта теперь уже бывшего главы СБУ Ивана Баканова с Андреем Ермаком, которого первый хотел подвинуть, а то и скинуть — из-за слишком большого влияния на Владимира Зеленского и принимаемые им политические решения. Чтобы ударить наверняка, Баканов решил разыграть эпизод с процветающей торговлей оружием. Для этого главный силовик решил использовать куратора украинских националистов Андрея Билецкого, который полностью контролируется СБУ.
Баканов предложил ему красочно расписать схемы нелегальной продажи оружия из поставок США, и донести компромат до американской конгрессменши Виктории Спартц, с которой Билецкий хорошо знаком.
Ведь «американка» Спартц — урожденная Виктория Кульгейко из городка Носовка в Черниговской области. Она уехала в США в 2000 году и сделала внушительную карьеру, став в 2017 году сенатором от штата Индиана в рядах республиканской партии, а с 2021 года является членом Палаты Представителей США. Спартц подхватила от Билецкого актуальную тему продажи оружия, после чего она побывала в Киеве и готовилась устроить грандиозный скандал. Расчет был на то, что в результате скандала и под давлением США Зеленский дистанцируется или вовсе избавится от Андрея Ермака, которого Спартц в довесок еще и обвинила в работе на Россию.
Однако Ермак быстро раскусил игру Баканова, и решил обратить её против него самого. Он собрал компрометирующие досье на руководителей и офицеров СБУ и пошел с этими материалами к Зеленскому. Главной мишенью стал Олег Кулинич, который руководил СБУ по Крыму, но фактически вел деятельность по Херсону и области. После наступления российской армии, Кулинич сбежал в столицу, где шеф Баканов пристроил его своим советником. Этот эпизод Ермак и разложил Зеленскому, указывая на то, что Кулинич «сдал» украинский Юг России, после чего забрал оттуда своих людей в Киев, где его, «предателя», — Баканов пристроил на хлебной должности. Трюк сработал и Зеленский, вместо расправы над Ермаком, — начал масштабную чистку в СБУ, и начал её с увольнения Баканова.
Надо отметить, что у Зеленского был и свой мотив избавиться от Баканова. Еще до начала работы в «Квартале-95» он курировал серые схемы с энергетическими активами для братьев Суркисов, помогая выводить в оффшоры бюджетные средства. Но самое главное — Баканов помогал Зеленскому выстраивать оффшорную инфраструктуру для вывода денег на фирму Maltex Multicapital Corp в юрисдикции Британских Виргинских островов. В частности, через Баканова шли операции по отмыванию 40$ миллионов, полученных Зеленским от ныне опального Игоря Коломойского. Туда же шли откаты Рината Ахметова за закрытие дела «Роттердам+». Этим увесистым компроматом, который уже всплывал в прошлогоднем скандале Pandora papers, — легко ударить по Зеленскому, потому президент и обрубает концы.
И вот наметилось продолжение истории. Спартц не отступает, и рвется в контратаку. В своем новом письме она предъявляет весьма громкие претензии к Андрею Ермаку, что, по сути, открытый наезд и на Владимира Зеленского: «После того, как я публично выразила свои опасения, вместо того, чтобы ответить на них, господин Ермак очернил меня на подконтрольном правительству телевидении и начал «охоту на ведьм» на всех людей, которых я когда-либо встречал в Украине, которые не являются его «марионетками». На прошлой неделе глава территориальной обороны Днепропетровской области Геннадий Корбан, с которым у меня была короткая встреча в Днепре, тайным приказом был лишен гражданства и запрещен въезд в Украину», — пишет Спартц.
Она обращает внимание Байдена на то, что «все выезды ключевых украинских чиновников должны быть одобрены, а Ермак часто отказывал им в этом, и он мог отказать во въезде без надлежащей правовой процедуры». Красной линией в письме проходит тезис о «тревожном накоплении власти Ермаком»: «Отсутствием сдержек и противовесов злоупотребляли предыдущие администрации, и, похоже, господин Ермак снова использует его посредством запугивания и угроз», — пишет Спартц.
Очевидно, что тема разбазаривания американской военной помощи – только предлог для того, чтобы наехать на Ермака, а стало быть, и на Зеленского. Можно предположить, что информация Билецкого, с которой его к Вике Спартц отправил Баканов – была подхвачена республиканской партией как отличная тема для нагнетания негатива в отношении демократов и Байдена в преддверии промежуточных выборов в Конгресс.
Поэтому конгрессмен с украинскими корнями – уже обвинена в подыгрывании России украинской диаспорой в Америке, которая больше связанна с демократической партией. Возможно, и то, что Баканов, понимая перспективы демпартии и делая ставку на их оппонентов, своей «подставой» Ермаку пытался дать легальные основания республиканцам, чтобы наехать на Байдена. Можно, конечно, дополнить этот букет и версией о том, что на самом деле через Спартц действует Игорь Коломойский. Используя свои обширные возможности еврейской диаспоры, через которую десятилетиями в США отмывались деньги группы «Приват», он пытается нанести летальный удар по вертикали Зеленского, с которой олигарх нынче в жестком клинче.
С точностью можно сказать одно – предвыборная кампания республиканцев обретает очертания, и она будет во многом базироваться на проблематике украинского кейса: слишком большие военные бюджеты, а также бюджеты по линии USAID, слишком малый контроль со стороны администрации Байдена, у которой и без того серьезные проблемы. Главный политический лозунг республиканцев, который уже озвучивал Дональд Трамп, будет звучать так: «при нас бы такого не было». И Зеленский вполне может стать разменной монетой в грядущей политической борьбе двух партий. Республиканцам, которых разгромили в 2020 году, -терять нечего, и пожертвовать Украиной ради возвращения к власти они готовы.