Андрея Курпатова называют главным психотерапевтом страны. Среди его работ – «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!», которая вошла в пятерку самых продаваемых книг в России в 2020 году. Тогда же вышло сразу несколько книг для детей о мозге. Этот гость выступил на минувшем международном фестивале «Книжный маяк Петербурга». Наш корреспондент записал самое любопытное из его рассказа.
О том, как компьютерные игры спасут от Альцгеймера
За свою жизнь человек проживает несколько фаз своего развития. Они связаны с формированием мозга, его функционированием и постепенным его угасанием. Есть период, когда мозг активно ищет информацию и делает это по некой внутренней потребности. Считается, например, что изучать иностранный язык для ребенка вполне естественно. В этот период мозг формирует навыки в соответствующих зонах. Но это достаточно сложная психическая функция. Это же касается и музыки. Если вы осваиваете инструмент в детском возрасте, вы попадаете в период формирования тех звуковых зон, которые вы будете использовать впоследствии. Если вы не занимались музыкой, то вероятность превратиться в блистательного композитора или музыканта после 35 лет маловероятна. Очень важно активно использовать этот период у ребенка, чтобы мозг изначально имел большую базу, на которой все будет строиться в дальнейшем.
Дальше человек вступает в постпубертатный возраст, который длится лет до 25-30. Здесь обучение обусловлено целями и его внутренними императивами. После этого возраста закрываются все окна возможностей, которые были нам предоставлены генетически. С этого периода мы больше не можем обучаться чему-то самоходом, просто потому что оказались в соответствующей среде. К 30 годам человек входит в такое состояние, когда ему все понятно. Даже если он чему-то обучаются, он ищет нечто знакомое. И у него возникает ощущение, что он выучил что-то новое. Учиться после 30 лет – это огромный труд, потому что мозг утрачивает ту пластичность к обучению, которая присутствовала на предыдущих этапах. И я бы не делал ставку на любопытство, ведь это эмоция интереса, а любая эмоция нестойкая.
В этом возрасте важно иметь внешние обстоятельства, которые побуждают к обучению. И я должен сказать, что, к сожалению, сейчас этих обстоятельств будет много. Потому что современный человек оказался в новой культуре и новом времени, при котором его прежние навыки и профессии быстро устаревают. Очень скоро у нас будет медицина, диагнозы в которой будет ставить искусственный интеллект. И врачи как диагносты не будут востребованы, они должны будут переучиваться. А ведь это доктора — представители сложной профессии. Что уж говорить об утилитарной сфере: скоро те профессии, где люди применяют очень простые навыки, будут утрачены.
Третья фаза развития мозга – постепенные дегенеративные изменения. Они могут начинаться достаточно рано – после 50 лет с атеросклероза, заканчивая Паркинсоном и Альцгеймером. Любопытное наблюдение: как доказал наш бывший соотечественник, нейропсихолог и профессор Нью-Йоркского университета Элхонон Голберг, занятия на интерактивных тренажерах и компьютерные игры в этом возрасте могут существенно продлить период интеллектуальной адекватности. Но хочу напомнить, что компьютерные стрелялки для молодого поколения разрушительны.
О цветах жизни
Я часто слышу жалобы от родителей на то, что ребенок не хочет ходить в школу. Нужно понимать, что ребенок не может просто так сказать «нет». Это происходит только в тех случаях, когда отношения в семье выстроены неправильно. Вы не можете дискутировать со своим ребенком. Он должен четко понимать, что вы авторитет, но стать авторитетом – это целая наука. Если вы ее не осваиваете, вы получаете не ребенка, а самостоятельного субъекта деятельности, у которого нет прав, но есть множество способов влиять на других членов семьи. И это катастрофа. Ребенок и его мозг последовательно проходят фазы развития. И в каждой из этих фаз родителям нужно вести себя особым образом.
Ребенок думает, что он может принимать решения в своей жизни. А это происходит лишь тогда, когда у него появляются официально признанные социальные права. Все начинается с 14 лет, когда он получает свой первый паспорт. Если до этого возраста ребенок все же принимает решения, значит, родители создали для него такую среду, в которой он не понимает, что это вообще вне зоны дискуссий. То есть, опции «не ходить в школу» для него просто нет, это не обсуждается. У ребенка есть обязанность слушаться родителей и вести себя хорошо.
Статья по теме:Дети и деньги. Как воспитать ребенка финансово грамотным
Раньше ребенок воспитывался в очень структурированной социальной среде. Он не мог избаловаться. У него всегда были четкие установки: уважать родителей и уступать старшим место в метро. Везде было социальное давление. Если он кричал в школе и на улице, прохожие останавливались и тут же делали ему замечание. В этот период все общество давило на детей, чтобы они понимали свое место. Сейчас общество в этом смысле искажено. Видео, которое смотрят современные дети, показывает им, что они могут делать все, что угодно. Ребенок воспринимает это как руководство к действию и начинает колобродить. Обратите внимание на сказки, на которых воспитывали детей в традиционном обществе. Там всегда наказывается самовольное действие ребенка. Общество так формировало детей, поэтому родителям было легче. А сейчас мы заигрались в то, что дети растут, как цветы, и все смогут сделать сами: детский мозг просто к этому не приспособлен.
Об онлайн-образовании
К сожалению, сейчас мы все вынуждены по-максимуму переходить на цифровые обучающие платформы. И это точно не идеальное решение. А идеальное решение в том, чтобы в рамках цифровой среды создать очень качественный контент, вовлекающий ребенка, а само обучение проводить в коллективе под руководством авторитетного взрослого. Когда есть учитель, который поддерживает, одобряет, помогает, направляет, кооперирует детей. Это новая функция образования. Раньше все в институтах писали конспекты. А сейчас этого никто не делает, потому что все они оцифрованы. В наших реалиях информационную часть можно получить из цифровых носителей, и это даже удобней. Но все, что связано с практикой применения, командной работой, социализацией, навыками кооперации, формулирования своих позиций, взглядов, аргументаций, должно выйти на первый план. Например, можно показывать ребенку видео-уроки рисования, но потом родитель должен с ним в это играть, обсуждать это, в процесс должны включиться и другие взрослые.
Правильно построенные образовательные курсы помогают хорошо усваивать знания ребенка. Но знания сегодня – это не приоритет, как это было раньше, когда источники знаний были ограничены. Они были скрыты в библиотеках и книгах. В этом мире нужен был проводник. Им был учитель. Сегодня знания стали доступны. И это далеко не единственное и, может быть, даже не первое, что нужно нашим детям. Им нужна свобода от цифровой зависимости, потому что она не позволяет формироваться базовым нейронным сетям мозга, которые отвечают за различное поведение: за его способность концентрировать внимание, использовать накопленные знания и навыки, контролировать эмоции, выделять главное и второстепенное, контролировать свои импульсы. Знания не избавят ребенка от СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности – прим. ред.). От этого его избавит систематичность, последовательность, которой добиваются именно в рамках социальных отношений. Дети в школе не бегают с криками по классу во время урока, потому что боятся наказания учителя. Не физического, а, например, негативной реакции. Поэтому сегодня задача школы – не дать знания, а создать здоровую психику ребенка, его высокую социальность и мотивированность.