Высокие цены на бензин подпитывают политические опасения в США. Санкции, которые США, Европа и Япония ввели против России, разделили рынок нефти на два яруса. Инфляции нет, а если инфляция есть, то временная и по вине жадных нефтяных компаний или по вине Владимира Путина. Послание администрации Байдена о худшей инфляции за сорок лет трансформировалось столько раз, что высшие должностные лица президента не успевают объяснять причины ее возникновения.
9 июня министр финансов Джанет Йеллен резко отрицала, что корпоративное взвинчивание цен имеет какое-либо отношение к этой проблеме, заявив: «Спрос и предложение в значительной степени стимулируют инфляцию». Днем ранее Байден обвинил в инфляции ряд компаний, включая Exxon-Mobil, и нефтяную промышленность США в целом. 14 апреля Байден сделал поразительное заявление: — «Чего люди не знают, так это то, что 70% роста инфляции было следствием повышения цен Путиным из-за влияния на цены на нефть. Семьдесят процентов». Это вызвало смех у специалистов по проверке фактов в Washington Post, поддерживающей Байдена.
Практически весь рост цен на топливо и продукты питания произошел до того, как Россия ввела войска на Украину 24 февраля. Рост цен, вызванный войной на Украине, безусловно, не имел ничего общего с действиями Путина — Россия не сократила производство нефти или продуктов питания – а, скорее из-за санкций, которые затруднили продажу российской нефти. Некоторое повышение цен на зерно можно объяснить неспособностью Украины транспортировать свой урожай.
Что же касается инфляции, то слоном в гостиной является резкое увеличение федеральных расходов примерно до 30% валового внутреннего продукта по сравнению с диапазоном от 18% до 23% в течение предыдущих пятидесяти лет. Скачок расходов, безусловно, начался при администрации Трампа, которая потратила около половины из 6 триллионов долларов на общие федеральные стимулы. Но администрация Трампа запустила программу стимулирования весной 2020 года, когда экономика была парализована Covid-19. Администрация Байдена продолжала вливать деньги в экономику даже после того, как пандемия утихла и экономика восстановилась, предлагая огромные подачки своим политическим избирателям.
Существует разница между инъекцией адреналина пациенту, у которого остановилось сердце, и повторной инъекцией той же дозы после того, как пациент пришел в себя и начал ходить. Массовый шок спроса, беспрецедентный в мирной истории Соединенных Штатов, натолкнулся на хроническую нехватку предложения и вызвал убийственную волну инфляции. На приведенной ниже диаграмме показано годовое изменение основных компонентов индекса потребительских цен США, а также одного элемента, который не фигурирует в ИПЦ, а именно оценки изменения арендной платы за жилье, сделанной сайтом Apartmentlist.com. Это включено, потому что компонент «Жилье» ИПЦ кажется сильно заниженным, несовместимым с данными частных опросов, которые показывают рост арендной платы на 16%.
Из графика видно, что инфляция достигла своего полного импульса к концу 2021 года. Спрос на автомобили вырос во время Covid, поскольку американцы избегали общественного транспорта, но автомобильная промышленность столкнулась с острой нехваткой компьютерных чипов и других компонентов. К весне 2021 года инфляция цен на энергоносители выросла до более чем 30% в год. Инфляция товаров как длительного, так и кратковременного пользования в последние месяцы 2021 года составляла от 10% до 20%. Единственным товаром, который показал ускорение изменения цен в 2022 году, были продукты питания. Энергетическая инфляция была в полном разгаре до войны на Украине, потому что внутренняя добыча нефти в США так и не восстановилась до своего пика до COVID в начале 2020 года.
Враждебность администрации Байдена к эксплуатации ископаемого топлива, уступка прогрессивному крылу Демократической партии, создала враждебную среду для нефтегазовой отрасли и препятствовала привлечению капитала. Вдобавок ко всему, санкции, введенные США, Европой и Японией в отношении России, разделили нефтяной рынок на два уровня. Китай и Индия, отказавшиеся участвовать в санкциях, покупают огромные объемы российской сырой нефти со скидками в 30% и более. По данным Rystad Energy Research, с марта по май азиатский импорт российской нефти вырос на 347% по сравнению с тем же периодом 2021 года. По данным исследовательской компании, индийский импорт российской нефти вырос почти в 7 раз, что сделало Россию более крупным поставщиком. в Индию, чем в Саудовскую Аравию.Тем временем американские и европейские потребители платят за нефть по самым высоким ценам в истории, за исключением кратковременного скачка цен во время финансового краха 2008 года.
Дэвид П. ГОЛДМАН