В нефтеперерабатывающем секторе Индии сейчас сложилась весьма любопытная ситуация. Государственные компании, соблюдающие правила «приличного» по меркам коллективного Запада поведения, страдают от высоких мировых цен на нефть, чего никак не скажешь о более мелких частных.
Индийские государственные нефтеперерабатывающие предприятия, ориентированные в основном на внутренний рынок, используют нефть, которую покупают в рамках долгосрочных контрактов. Плюс к этому контролируемые правительством розничные цены на топливо, которые не изменились с начала апреля, оптимизма их руководству на будущее никак не добавляют.
Совсем другая ситуация у частных нефтеперерабатывающих предприятий, использующих более дешёвую российскую нефть и увеличивающих прибыль от экспорта в том числе в США и на европейский рынок. Особенно в этом преуспевают Reliance и Nayara.
Они стали одними из крупнейших покупателей российской нефти с дисконтом и занялись агрессивным увеличением экспорта топлива. По данным Reuters, с 24 февраля Индия приобрела около 62,5 млн. баррелей российской нефти — в три раза больше, чем за тот же период 2021 года. И львиная доля этой нефти как раз и приобретена частными индийскими НПЗ.
Добытая в России нефть перекачивается между судами в Средиземном и Чёрном морях, а также у побережья Западной Африки, а затем с указанием другого происхождения доставляется в Индию на частные НПЗ.
Далее российская нефть используется ими при производстве бензина, дизельного топлива или других продуктов переработки. Так топливо, произведённое с использованием российской нефти, прибыло в мае морским путём в Нью-Йорк и Нью-Джерси. Его доставили в США через Суэцкий канал и через Атлантику с индийских частных нефтеперерабатывающих заводов.
В целом с начала весны поставки нефтепродуктов из Индии на европейский рынок выросли на треть, в США — на 43%.
Индия и далее собирается наращивать закупки дешёвой российской нефти. Как указывает Reuters, ссылаясь на свои источники, потенциально скорая отмена локдаунов в КНР и высокая маржа нефтепереработки в Азии могут побудить Саудовскую Аравию повысить официальные отпускные цены на все сорта нефти, которые она будет продавать в июле в азиатском регионе.
Аналитики Reuters ожидают, что Saudi Aramco снизит свои дифференциалы официальной цены продаж (OSP) для Arab Light на $0,85-2,00 по сравнению с эталоном Дубай/Оман, по которому ближневосточная нефть оценивается в Азии, что в краткосрочной перспективе может подстегнуть рост цен и на все остальные сорта нефти в регионе.
Индия на закупке российской нефти с дисконтом останавливаться не собирается. Согласно информации издания Mint Нью-Дели в ближайшее время собирается начать переговоры с Россией и рядом других стран об импорте угля по сниженной цене во избежание нехватки топлива и для создания резервных запасов.
Резкий рост спроса на электроэнергию в стране привёл к небывалому сокращению запасов топлива на индийских электростанциях. По данным Центрального управления электроэнергетики, на 173 электростанциях страны в настоящее время имеется 23,3 млн. тонн, что обеспечивает лишь около 35% от необходимого им запаса.
Поэтому в правительстве Индии опасаются, что истощение резервов угля может привести к ещё большему энергетическому кризису в сентябре и октябре», если к осени в стране не будет сформировано достаточное количество запасов угля.
Что же касается Европы, то по прогнозу Международного энергетического агентства в результате нефтяного эмбарго уже в середине лета на европейском рынке моторного топлива может наступить дефицит и разразиться кризис, превосходящий по масштабу нефтяные шоки 1970-х.
Европейцы заплатят за эмбарго скачком инфляции и расширением энергетической бедности. Рост цен в годовом выражении уже достиг рекордных для ЕС 8,1%. Так что кто сильнее в итоге пострадает от нефтяного эмбарго — ЕС или Россия, большой вопрос. Американцы, как всегда, будут наименее пострадавшей стороной.