Из-за санкций и потери доступа к западным технологиям российская экономика будет примитивизироваться и начнет деградировать человеческий капитал, потому что в новых условиях возникнет спрос на менее квалифицированных работников. Такую точку зрения в интервью «Коммерсанту» высказал директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики Владимир Гимпельсон.
Возникает спрос на совершенно другой класс профессионалов — не на специалиста-инженера, а ремонтника, который у себя в гараже может продлить жизнь автомобилю.
«Это тоже по-своему квалифицированный труд, но более отсталый, не связанный с современными технологиями», — поясняет Гимпельсон.
Наметившиеся тренды это подтверждают: производство встает, россияне перестали покупать технику и переходят к ее ремонту. Спрос на услуги по ремонту за последние три месяца вырос на 43% по сравнению с 2021 годом.
Директор «Авито Услуги» Георгий Акопян сообщил, что текущий рост спроса можно рассматривать как ренессанс индустрии бытовых услуг.
Тем временем розница готовится к обвалу спроса
Санкции Запада, уход иностранных компаний и падение уровня жизни вынудят россиян радикально изменить потребительские привычки, считают в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).
По итогам 2022 года продажи в российских магазинах упадут на 8-9%, заявил в интервью «Интерфаксу» Игорь Караваев, председатель президиума АКОРТ, объединяющей крупнейших ретейлеров, включая X5, «Магнит», «Ленту», «М.Видео» и «Эльдорадо», «Детский мир», IKEA и др.
Прогнозируемый спад превысит по масштабу период 1990-х: тогда, несмотря на обвал экономики, в страну хлынули импортные товары, закрывшие ниши дефицита. В результате даже в условиях гиперинфляции максимальный спад розничной торговли составлял 6,2% (в 1995 году), а на следующий год после дефолта-1998 — 5,8%.
Сопоставимый крах розничного потребления российская экономика переживала лишь однажды в современной истории — после аннексии Крыма, за которой последовала первая волна санкций и девальвация рубля (на 10% в 2015 году).
«Сложности, с которыми столкнулась в этом году сфера торговли, беспрецедентны, — говорит Караваев. — Разрушение логистических цепочек, необходимость быстрого поиска новых поставщиков, инфляционное давление, снижение платежеспособного спроса — отрасль впервые ощущает действие всех этих факторов одновременно».
Потребители, которым, согласно официальному прогнозу правительства, предстоит пережить сильнейшее падение доходов более чем за 20 лет, массово переходят в режим экономии. Они «отказываются от импульсных покупок, растет популярность формата „жесткого“ дискаунтера и запрос на промо», рассказывает Караваев.
Наиболее тяжелая ситуация складывается в сегменте одежды и бытовой техники: они, по словам Караваева, окажут «основное влияние на общее снижение розничного товарооборота» из-за высокой зависимости от импорта.
Стоимость доставки товаров из европейских стран выросла вчетверо, и хотя сейчас формируются новые транспортные коридоры через Турцию, Иран, Казахстан и Дальний Восток, это полностью не решает проблем.
Механизмы перецепки фур, чтобы обходить санкции, ограничены возможностями транспортной инфраструктуры, а кроме того, большинство иностранных страховщиков отказываются страховать европейские транспортные средства на территории РФ и Белоруссии.
«Перецепка осуществляется по доверию, либо с обозначенной в договоре стоимостью полуприцепа, которую партнерская сторона обязана возместить в случае ДТП. То есть для небольших компаний эта схема просто финансово нереализуема», — сетует Караваев.