17 мая Тихвинский вагоностроительный завод – крупнейшее промышленное предприятие Ленобласти – впервые ушёл в простой. Изначально предполагалось, что простой продлится с 17 по 31 мая, но в итоге его продлили и на июнь. Семь тысяч сотрудников ушли в отпуск с полным сохранением заработной платы и социальных гарантий.
Завод стал из-за прекращения работы совместного предприятия с американской компанией Timken – она поставляла тихвинцам кассетные подшипники. СП с Timken ежегодно поставляло на завод 85 тыс. кассетных подшипников, обеспечивая половину потребностей вагоностроителей, однако полного цикла их производства в России не было.
Теперь вагоностроительный завод спешно ищет замену кассетным подшипникам, так как заводу уже законтрактовали 20 тыс. железнодорожных вагонов.
История с кассетными подшипниками могла быть ещё плачевнее, если бы вице-премьеры Акимов и Козак (дело было в октябре 2019 года) не отменили решение Минтранса об обязательном переводе всех российских вагонов на кассетные подшипники. Лоббистом решения был Росжелдор, чьи представители уверяли, что за кассетными подшипниками будущее так как они, в отличие от роликовых, практически вечные. Перевод всех вагонов на новые подшипники в 2019 году оценивался в 300 млрд рублей.
Теперь на другие подшипники придётся переходить Тихвинскому заводу.
Мораль истории простая: Козак и Акимов оказались правы, когда заявили о преждевременности – до полной локализации производства в России – перехода на кассетные подшипники.
И как только отношение между США и Россий окончательно испортились, кассетный подшипник стал одним из орудий для нанесения максимального экономического ущерба российской экономике.
К слову, конкуренты тихвинцев уже делают выводы из сложившейся ситуации. Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ, входит в состав АО «Трансмашхолдинг») к 2025 году будет собирать вагоны, на 95% состоящие из отечественных компонентов.