Однажды Volkswagen решил доказать миру, что дизельные двигатели, в перспективе, гораздо экологичнее электрических и гибридов. И сделать это руководство компании решило в США. В условиях жесткой конкурентной борьбы и нехватки времени концерн попытался это совершить мошенническим путем. В результате VW получил многомиллиардные штрафы, падение курса акций, репутационные потери и похоронил хорошую идею, о которой люди вспомнят только тогда, когда закончится место в могильниках для отходов «зеленого» автомобилестроения.
К сегодняшнему дню в немецких судах уже лежат три иска, поданные против Volkswagen местными экоактивистами и Гринписом, куда без него. В одном из заявлений автоконцерн обвиняется даже в том, что там десятилетиями знали и скрывали от населения экологический вред и опасность использования двигателей внутреннего сгорания, а неинформированные и обманутые люди ездили на этих автомобилях и не понимали, что тем самым они отравляют окружающую среду. К другим производителям автомобилей вопросов у экологов почему-то до сих пор не возникало, хотя, например, Ford коптит небо аж с 1883 года.
Тут еще Теслу запустили на немецкий рынок. Маск торжественно открыл завод и пригрозил заполонить Германию своими электромобилями.
А сегодня немецкий Der Spiegel вышел с разгромной статьей о заводе VW в Китае. И не просто в Китае, а прямо в сердце Синьцзян-Уйгурского автономного района в городском округе Урумчи, где по убеждению немецкого издания с утра до вечера происходит геноцид уйгурского населения. «И в центре всего этого немецкий концерн заставляет рабочих собирать машины, как будто Урумчи — это обычное производство, такое как Вольфсбург, Цвиккау или Ингольштадт», — изумляются в Германии.
«На наш запрос Volkswagen ответил, что с 2013 года он здесь управляет заводом совместно с китайским государственным концерном SAIC. Завод в Урумчи является неотъемлемой частью стратегического направления SAIC Volkswagen в Китае. Руководство VW нам заявило, что не знает ни о каких лагерях для интернированных в радиусе 25км… А то, что этот регион является частью полицейского государства, где тысячи уйгуров находятся в лагерях и тюрьмах, похоже, мало волнует автопроизводителя», — наверное, искренне негодуют в Der Spiegel.
По глубокому убеждению немецких журналистов Volkswagen проводит в регионе политику «отвода глаз», которая так типична для немецкой промышленности. Ведь на этой территории, на которой ежесекундно унижают уйгур, находится ещё и заводы BASF, Bosch и Siemens. «Все они категорически «За» права человека и клянутся, что не используют принудительный труд на собственных предприятиях, и его нет на предприятиях поставщиков. Но можете ли вы это действительно контролировать? И вообще, хотите ли вы это делать?», — вопрошают немецкие репортеры, сидя в кафе в Берлине у тех, кто кует немецкую пока ещё мощь в Китае.
«Сомнительное участие в Урумчи все больше ставит Volkswagen в затруднительное положение». «Каждая компания, работающая в Китае, является деловым партнером режима геноцида», — с каким-то даже удовольствием цитирует Der Spiegel американского сенатора Марко Рубио.
И тут Der Spiegel достает зубодробительный аргумент: «То, что именно концерн VW, тяжело обремененный своим нацистским прошлым, упускает из виду насилие в Китае, беспокоит не только политиков, но и правозащитников». «Одно только подозрение, что Volkswagen извлекает выгоду, используя подневольных рабочих, бросает тень на всю Группу. В нацистский период на заводах VW около 20 тыс. подневольных рабочих трудились на благо вермахта».
«Компания, которая в значительной степени принадлежит государству и которая уже использовала рабский труд во время Второй мировой войны, снова берет на себя туже вину», — говорит Долкун Иса, президент Всемирного уйгурского конгресса, который до боли напоминает руководителя «нашего» Всемирного конгресса крымских татар. Менеджеры и акционеры также критикуют концерн: «Мы требуем от всего совета директоров VW четкой позиции осуждения правительства Китая за преследования меньшинств», — говорит Инго Спич, директор дочернего сберегательного банка Deka Investment. «Такого признания нам пока не хватает».
Der Spiegel с каким-то садистским удовольствием предсказывает немецкому автогиганту неминуемое закрытие и уход из Китая к 2023 году, когда вступит в силу закон о цепочках поставок, согласно которому ответственность за нарушения прав человека будет возлагаться на компании, даже если это происходит у их поставщиков. Согласно отчету службы Федерального собрания Германии, этот закон сделает бизнес немецких фирм в Синьцзяне практически невозможным. Разрыв деловых отношений с китайскими поставщиками практически неизбежен. В противном случае ответственным руководителям грозят штрафы и уголовные преследования».
«С чисто экономической точки зрения VW может в любой момент закрыть свой завод в Урумчи», — легкомысленно разбрасывается чужими заводами репортер Der Spiegel. Примерно так же бездумно, задыхаясь в антироссийском угаре, они агитировали за закрытие «Северного потока-2». Подумаешь, говорит репортер, завод рассчитан на выпуск всего 50 тыс. автомобилей, какие пустяки для такой махины как VW.
«Правда, концерн уверяет, что ни один сотрудник не работает на заводе в Урумчи по принуждению, и все они имеют прямой трудовой договор с SAIC Volkswagen. Все они наняты по квалификации, независимо от возраста, религиозных убеждений или этнической принадлежности. Но проверить это невозможно», — сомневается в своих земляках немецкое издание.
«По сей день у политиков партии Зеленых остаются серьезные сомнения, действительно ли на заводе обеспечена защита прав человека? «Я пока не вижу, чтобы VW предоставил доказательства того, что там нет принудительного труда», — говорит представитель «зеленых» Виола фон Крамон. «И это говорит о полном провале наблюдательного совета». «Volkswagen даже не считает возможным раскрыть точное количество уйгуров, работающих на заводе. Это значит, что никто, даже сам VW не знает сколько уйгуров на самом деле работает на заводе». «И то, что уйгуры, которые в Урумчи систематически подвергаются репрессиям, пользуются на заводе SAIC Volkswagen равными с остальными правами и обращением, кажется неправдоподобным», — заключают немецкие политики, журналисты и правозащитники.
Им всем не надо ехать в Китай для того, чтобы понять, что происходит в Китае. Есть Мнение, что Volkswagen не должен работать в Китае, и они отрабатывают это чужое, но очень высокое Мнение…