27 мая оказалось днём, богатым на сельскохозяйственные новости, которые могут оказать непосредственное влияние как на мировой рынок продовольствия, так и ситуацию с сельскохозяйственным машиностроением в России.
- Урожай зерновых в России в текущем году может приблизиться к максимальному, что позволит направить на экспорт не 37 млн тонн зерна, а 50 млн тонн. За счёт 150% показателя самообеспеченности зерновыми и роста перевалившей за 400 долларов тонны пшеницы, это позволит хорошо заработать как агрохолдингам, так и государству.
- Россия не станет отменять запрет на экспорт подсолнечника, который был введён с 1 апреля. Приоритетом объявлена загрузка собственных маслоэкстракционных мощностей, а они в прошлом году были недозагружены. Тогда собрали 15,5 млн тонн подсолнечника, а мощности позволяют переработать 18 млн тонн.
- Минсельхоз подготовил постановление о запрете экспорта из России риса и рисовой крупны на период с 1 июля по 31 декабря. Краснодарского риса в этом году в России будет меньше из-за разрушения дамбы на Фёдоровском подпорном гидроузле в Краснодарском крае, а в Крыму производство риса только начало восстанавливаться.
- Российский АПК сможет полностью обеспечить свои потребности в семенах собственного производства не раньше 2024 года, а чтобы ускорить замещение семян будет увеличен с 20% до 50% норматив возмещения капитальных затрат на строительство и модернизацию селекционно-семеноводческих центров.
- Минсельхоз заинтересовался в господдержке строительства судов для экспортёров зерна. Причина – нехватка судов и перестройка рынка, а покупатели теперь хотя поставки по системе CIF (Cost, Insurance and Freight – стоимость, страхование и фрахт).
- «Ростсельмаш» – ведущий производитель с/х техники в России – заявил о переносе на середину 2023 года запуска нового тракторного завода в Ростове-на-Дону из-за проблем с поставками оборудования. Однако компания сохраняет все свои инвестиционные и производственные планы, а также активизировала поиск замены для иностранных запчастей – только поставщики из Ростовской области смогут заместить почти 10% импортных поставок.
А теперь пора собрать эти новости воедино.
Во-первых, зерно, рис, подсолнечное масло в России будут – обеспечение потребностей внутреннего рынка объявлено безусловным приоритетом. А обеспечивать продовольствием нужно будет ещё несколько десятков миллионов человек.
Во-вторых, мировые цены на продовольствие продолжат ползти вверх, а вместе с ними и доходы отечественных аграриев, а также бюджета. Следовательно, продолжится рост отечественного с/х машиностроения – высокие цены на продовольствие стимулируют его производителей обновлять парк с/х техники.
В-третьих, странам ЕС грозит дефицит продовольствия. И дело не только в факторе Украины (10% мирового рынка зерна, 30% мирового производства подсолнечного масла и 50% его экспорта), и индийских ограничениях (запрет на экспорт зерна и сахара), но в том, что против российского экспорта зерна введены «скрытые санкции». Они проявляются в отказе многих стран (включая до недавних пор нейтральную Швейцарию) от предоставления российским экспортёрам возможности использовать финансовые инструменты (страхование, кредитные лимиты для покупателей зерна, предоставление судов, страхование). Это грозит выбросить с мирового рынка 16,5% экспорта пшеницы, основными потребителями которой были страны Ближнего Востока. Россия свои обязательства перед партнёрами из Африки и Ближнего Востока, безусловно, выполнит, но ЕС Россия ничем не обязана.
В-третьих, проблемы с перевозкой зерна по морю в перспективе 3–5 лет обернутся воссозданием в России своего торгового флота, благо до места регистрации Черноморского морского пароходства – Одессы – осталось совсем немного.