Очевидная цель Евросоюза – обеспечить к концу этого года альтернативные источники поставок природного газа на европейские рынки. И соответствующие объемы этих поставок, которые позволили бы стать независимыми от российского сырья. Официально никто не спрашивает, насколько это возможно, хотя на самом деле такой вопрос задавать необходимо
Наибольшая потребность в газе у немецкой экономики, и пока более половины этой потребности покрывается за счет поставок российского газа, т.е. более 50 миллиардов кубометров ежегодно. Это огромная сумма. Крупнейшая экономика в Европейском союзе хорошо заработала на этом импорте, поставляя газ из России по гораздо более низким ценам, чем у всех других импортеров ЕС. Постоянная надбавка к цене от российского партнера стала своеобразным стимулом для экономики Германии. Поставки из «альтернативных источников», за счет которых Германия обещает покрыть внутренний спрос, по оценкам экспертов, будут стоить в среднем на 15-17 процентов дороже.
Другая проблема заключается в том, на сколько газа может рассчитывать экономика Германии. В первую очередь это сжиженный газ. Ведь Германия объявила об ускоренном строительстве четырех плавучих терминалов СПГ, один из которых будет сдан в эксплуатацию до конца этого года. Поэтому ведутся первые переговоры с самым важным ожидаемым поставщиком, то есть с Катаром.
Однако переговоры с Катаром зашли не так далеко, как ожидал Берлин. Германия безропотно проглотила заявление о том, что СПГ из Катара является самым дорогим на мировом рынке. Основная проблема, несомненно, заключается в том, что рынок СПГ сегодня является рынком продавца, а не покупателя.
Reuters и Bloomberg единогласно сообщили, что катарская сторона не пойдет на компромисс по двум вопросам при возможной сделке с Германией. Одним из них является пункт, запрещающий реэкспорт катарского СПГ или катарского газа после регазификации.
Второе, еще более важное, это долгосрочный контракт. Доха хочет заключить контракт на поставки СПГ в Германию как минимум на 20 лет, и она ни за что не отступит от этого условия. Он утверждает, что, например, контракт с Китаем заключен на 25 лет, то же самое с Индией. В свою очередь, для Германии трудно принять 20-летний контракт на СПГ, поскольку он противоречит обязательствам по поэтапному отказу от углеводородов в энергетике и ускорению сокращения выбросов парниковых газов (на 88 процентов к 2040 году). Для немецкой стороны приемлем контракт не более чем на десять лет.
В Германии главными противниками такого долгосрочного (двадцатилетнего) СПГ-контракта являются зеленые. Как вы знаете, он присутствует в немецком коалиционном правительстве и выступает с большой решимостью. Политическая программа правительства Германии в энергетическом секторе, в значительной степени находящаяся под их влиянием, только способствует массовому развитию ВИЭ в структуре производства электроэнергии. План Германии предусматривает удвоение годовой мощности, генерируемой возобновляемыми источниками энергии, в ближайшие годы. Таким образом, очевидно, что любое обязательство по импорту газа в течение следующих 20 лет вызовет волну яростных протестов среди зеленых избирателей. Это может вызвать серьезные политические осложнения.
Для Катара, наоборот, наиболее желательны долгосрочные контракты на поставку сжиженного газа. Эта разница серьезно затруднит замену трубного российского газа на СПГ от катарских и не только экспортеров.
Так или иначе, может оказаться, что терминалы СПГ в Германии прибудут не так быстро, и шансов на получение поставок не будет. К концу года будет готов только один из них, мощностью 5 млрд куб. в год, что слишком мало, чтобы заменить газ из России.