«Азов»* — всё. Между жизнью и смертью боевики нацистской группировки выбрали плен.
Разумеется, это позорное завершение подразделения, которое на Украине последние несколько месяцев активно героизировали. Пропаганда угодила в яму, которую собственноручно выкопала. Сдача в плен в данном контексте означает унизительное поражение.
В нынешнем положении украинская сторона пытается не допустить панических настроений среди остальных подразделений, которые пока ещё держат населённые пункты в Донбассе. В Киеве осознают, что может начаться принцип домино, когда за одной костяшкой начнут падать и остальные. ВСУ могут начать добровольно сдаваться в плен, а не биться до собственной бесславной кончины, не лезть в подземелья других промышленных предприятий Донбасса, которые украинская армия использует в качестве форпостов.
Поэтому в медиа пространстве запущен тезис о том, что якобы это не сдача в плен, а лишь часть грядущего крупного обмена сторонами. Об этом тут же заявил Зеленский, когда стало понятно, что гнить в катакомбах «Азовстали» нацисты не желают. Погасить панические настроения украинская власть решила абсолютно безосновательным заявлением об обмене пленными.
Позиция украинской стороны спровоцировала обсуждение в медиа. Касается оно будущего нацистских боевиков. Не могу сказать, что мнения сильно отличаются. Их суть такова, что многие не поддерживают вариант того, что нацисты из «Азова» могут быть возвращены Украине. Очевидно, что из поражения Киев попытается сделать очередную «перемогу». Как раз это и может погасить упаднические настроения среди украинских солдат, которые были свидетелями того, как «Азов» загнали в катакомбы, а в это время официальная власть и военное руководство разводили руками, так как не могли ни деблокировать Мариуполь, ни вывести своих боевиков из подземелий «Азовстали», что в итоге завершилось пленением, а могло — и полным уничтожением. Даже западные покровители Киева не могли повлиять на ситуацию, что о многом говорит.
Но одно дело — мнение безликих комментаторов в Сети, а совершенно иное — военнослужащих союзных войск. Не могу говорить за всех, но поделюсь информацией, которую неоднократно слышал от республиканских солдат, в том числе комбатов. Они сталкивались с нечеловеческим отношением к нашим пленным со стороны украинских вояк. Под «нечеловеческим» скрываются откровенные пытки. Пленным ломали кости, от чего в результате в муках они умирали. Были случаи с выколотыми глазами и отрезанными гениталиями. И это не пропаганда, а реальные случаи, о которых мне рассказывали военнослужащие НМ ДНР. Родственникам отдавали погибших военных таким образом, чтобы близкие не видели то, что сотворили украинские боевики.
После этих инцидентов комбаты не сильно жаждут брать в плен украинских солдат. Эта радикальная позиция во многом базируется на эмоциях, но всё же она не безосновательна. Когда с твоими сослуживцами творят подобное, сложно совладать с чувствами и проявить милосердие к врагу. И всё же республиканские военнослужащие ничего подобного в отношении пленных украинцев никогда не совершали. Напротив, зачастую солдаты ВСУ оказывались в донецких больницах, где врачи спасали им жизни.
Нужно понимать, что украинская сторона стала заниматься пытками не только в последнее время. Весь период конфликта в Донбассе наши пленные попадали в адские условия, когда оказывались в руках ВСУ или, что ещё хуже, СБУ. При обмене удерживаемыми лицами нам отдавали уничтоженных людей с поломанными ногами и рукам, с ожогами на теле, с покалеченными душами. В то время как на точку обмена украинских солдат привозили на «скорых», передавали Украине своих боевиков вместе с медицинским оборудованием. А это дорогостоящие аппараты Илизарова. Думаю, не нужно объяснять, что Республика не располагает большими ресурсами, но всё же она делала подобные жесты доброй воли, так как не намерена уподобляться противнику.
Пытки — известный факт, который, конечно же, не красит украинскую сторону, но это привычно замалчивают внутри самой Украину и тем более на Западе. Эти факты полностью уничтожают образ благополучной, «демократической» страны, которая просто воюет за свою независимость и «европейское будущее». Киев весь период конфликта совершал военные преступление, нарушая все возможные международные конвенции и правила ведения войны. Проблема в том, что мировой общественности эти факты неизвестны. Это знают политики, которые и не допускают эту информацию в массы.
В таком случае выходить с сине-желтыми флагами означало бы поддержку европейского аналога «Исламского государства». Подобная информация породила бы диссонанс в головах европейцев, которые искренне поддерживают Украину. А в нынешних обстоятельствах это недопустимо. В таком случае население европейских государств, которое уже столкнулось с проблемами из-за антироссийских санкций, начало бы задавать неудобные вопросы собственным правительствам. Одно дело — когда твое государство помогает слабой стране бороться со «злобным агрессором», а другое — выделение оружия военным преступникам, которые 8 лет назад развязали войну против собственного населения, которое имело собственное мнение на будущее своей страны.
Разумеется, после всего совершенного украинскими боевиками и правителями никто в Донбассе не считает себя частью этого государства, но тем не менее весной 2014 года у многих были украинские паспорта, а это означает, что СБУ и ВСУ пытали украинцев, калечили и убивали собственных граждан, а после меняли на лояльных правительству украинских солдат.
Будущее нацистов пока находится под вопросом. Это будут решать не комментаторы в социальных сетях, а компетентные люди. Но всё же стоит учитывать всё, в особенности военные преступления, которые совершили боевики «Азова» не только в отношении мирного населения того же Мариуполя, но и военнослужащих, которые погибли от пыток нацистов. А таких эпизодов очень много, так как, повторюсь, это не единичный вопиющий случай, а тенденция.
Денис Григорюк, Аналитическая служба Донбасса
*-запрещенная на территории РФ организация