Новые предложения поступают в тот момент, когда 40-дневный срок, отведенный иракским клерикалом Муктадой аль-Садром на формирование правительства, подходит к концу.
Процесс формирования нового правительства Ирака остановился из-за отсутствия согласия между политическими партиями страны.
Парламент разделен на два противоборствующих блока: альянс «Спасение родины» (СР) и «Координационный механизм» (КМ).
В СР входят шиитское движение садристов, Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Альянс суверенитета суннитов (АСС).
В КМ входят коалиция Нури аль-Малики «Правовое государство», Альянс ФАТХ (он связан с некоторыми фракциями ополченцев из числа «Сил народной мобилизации») и несколько других небольших шиитских групп, а также альянс небольшого числа суннитских членов парламента и Патриотический союз Курдистана (ПСК).
Ни одна из сторон не смогла собрать две трети членов Совета представителей (парламента), состоящего из 329 человек, что необходимо для выбора президента.
Поэтому, после трех попыток выбрать президента, Муктада аль-Садр, который имеет самый большой блок в парламенте, альянс СР, объявил, что даст КМ 40 дней на формирование правительства. Эти 40 дней истекают на следующей неделе.
С учетом сказанного, обе стороны теперь готовятся передвигать свои шахматные фигуры.
3 мая блок КМ предложил блоку СР сесть за стол переговоров, чтобы добиваться решения спора, следуя сектантскому принципу, которому следовали в Ираке после 2003 года: президент выбирается по согласованию со всеми курдскими группами, а премьер-министр – по согласованию со всеми шиитскими группами.
Они также потребовали изменить закон о выборах, который был изменен только в прошлом году. КМ утверждает, что СР использовал новый избирательный закон в своих интересах и получил больше мест в парламенте.
Это означает, что избирательный закон останется важнейшим вопросом между двумя сторонами на любых предстоящих выборах – будь то выборы 2025 года или досрочные выборы, если они состояться до этого – если обе стороны не смогут сформировать правительство.
Инициатива также включает предложение независимым членам парламента выдвинуть своих кандидатов на пост премьер-министра.
Садристское движение стремилось привлечь независимых членов, чтобы вовлечь их в свой альянс.
Инициатива оказалась относительно успешной – около 30 независимых членов парламента приняли участие во втором заседании по выборам президента, в результате чего в нем приняли участие 202 человека. Но все же их было на 18 меньше, чем требовалось (необходимо 220).
Более 40 независимых парламентариев могут изменить баланс между двумя лагерями.
Местные СМИ Ирака сообщили, что Садр также готовит инициативу по формированию правительства.
Детали инициативы Садра неизвестны, однако очень маловероятно, что он предложит что-то отличное от своей первой инициативы по формированию правительства национального большинства.
Вскоре после инициативы КМ Садр написал в Твиттере, что политические силы Ирака разделены на три части: национальная коалиция («Спасение Родины», или СР, блок, в который он входит), которая является крупнейшим блоком и призывает к формированию правительства большинства; КМ, который призывает к консенсусному правительству и уже не смог сформировать правительство; и независимые.
Садр призвал независимых присоединиться к нему в деле формировании правительства. Он предложив им вариант, при котором сами садристы не получат никакой доли в новом правительстве. Он дает понять независимым, что не стремится доминировать в правительстве, и его не нужно бояться.
Пока что подходы можно обобщить следующим образом: Садр призывает к созданию правительства большинства, в то время как другие шиитские группы призывают к созданию консенсусного правительства.
Также стало ясно, что основным источником конфликта при формировании нового правительства являются шиитские группы, которые разделились на две части: Садристы, насчитывающие 73 члена, и другие шиитские группы, вошедшие в КМ — они насчитывают более 60 членов.
Напряженность усугубляется региональным влиянием [Ирана] в иракской политике. Он желает координации между шиитскими партиями при выборе премьер-министра.
В таких обстоятельствах вряд ли в ближайшем будущем можно будет наблюдать разрядку и выход из политического тупика.