В этом году Польша должна выбрать партнера по зарубежной программе строительства атомной электростанции в Польше, чтобы успеть с первым реактором к 2033 году. Три потенциальных поставщика технологий и финансовой поддержки соревнуются за предложения, и польская экономика может выиграть от их соперничества
В октябре 2021 года французская EDF предложила Польше два или три реактора EPR мощностью 6,6–9,8 ГВт. Корейская KHNP представила 21 апреля 2022 года предложение по строительству шести реакторов APR 1400 мощностью 8,4 ГВт. Корейцы также должны были представить финансовое предложение, которое включало поддержку со стороны корейского правительства и самой KHNP, о чем EDF не объявила, возможно, из-за первоначального характера своего предложения.
Так что американцам пора двигаться. Bechtel и Westinghouse из США создали команду для строительства АЭС в Польше в июле 2021 года при условии выбора американского предложения для реализации Польской ядерно-энергетической программы. Согласно сигналам польского правительства и декларации Westinghouse, это предложение должно было быть представлено к сентябрю 2022 года, когда поляки изначально должны были сделать выбор. Однако теперь мы слышим о конце года, несмотря на то, что в марте была представлена оценка воздействия на окружающую среду польскими атомными электростанциями, то есть прохождение следующей вехи программы. Тем временем корейцы взяли на себя последнюю ответственность, представив конкретное технологическое и финансовое предложение, а также на столе есть предварительное предложение от французов, — сказал полномочный представитель правительства по стратегической энергетической инфраструктуре Петр Наимский.
Этот сигнал может быть или не быть дисциплинарным. Американцы еще официально не выбраны в качестве поставщика ядерных технологий в Польше, и их финансовое участие в этом начинании до сих пор неясно, несмотря на многочисленные заявления без цифр. Соглашение о сотрудничестве между Польшей и США в ядерной области обязывает американскую сторону представить предложение в течение 18 месяцев после его подписания, то есть до конца августа 2022 года. Теоретически у Варшавы тогда должен быть выбор из трех готовых предложений по технологической и финансовой поддержке или ее отсутствию. Это позволит внедрить иностранный капитал в структуру акционеров компании, управляющей атомной электростанцией.
Сторонники напористого отношения к американцам, часто выбираемым в качестве фаворитов в игре по реализации Польской ядерно-энергетической программы, будут довольны тем, что, возможно, Варшава начала больше торговаться, сигнализируя о своей готовности сотрудничать с другими партнерами, которые уже реагируют подобным образом. Корейцы с конкретными деталями на столе. Те, кто рассчитывает на скорейшее строительство АЭС в Польше, будут опасаться, что промедление с решением навредит графику и без того напряженного PPEJ. Дата запуска первого реактора в 2033 году тоже имеет дисциплинарное измерение, и чем раньше он будет построен, тем лучше.
Впрочем, где трое воюют, там получает выгоду польская АЭС. Поэтому следует ожидать дальнейших сигналов из США, Франции и Южной Кореи о больших перспективах сотрудничества с их компаниями через все более обширную компенсацию, понимаемую как формы участия, сопровождающие Польскую ядерно-энергетическую программу, например, в создании новых рабочих мест и создании поставок.