Издание Bloomberg, которое является сливным бочком различных западных правительств, опубликовало достаточно интересную информацию. Оказывается, Евросоюз рассматривает три варианта санкций против нашей нефти.
Вообще истерика европейцев уже порядком поднадоела. Если хотят отказываться от наших нефти и газа — пусть отказываются. Мы это переживем, а вот потери Европы будут катастрофичными. Правда, даже такие безумные и потерявшие связь с реальностью личности, как Шольц, признают, что без наших углеводородов обойтись Европа не может. Поэтому ищут разные варианты. Рассмотрим их по порядку
Первый вариант. Это полное эмбарго на закупки нашей нефти. В настоящий момент Европа сделать это вряд ли сможет. Так называемая зависимость ЕС составляет порядка 25%. Заменить такой объем нереально.
К слову, если говорить о сырой нефти, то доля Евросоюза в нашем экспорте по итогам 2021 года составила 47% (общая сумма — 50,9 млрд долларов, 108,1 млн тонн). Да, цифра серьезная, однако она говорит о том, что Россия последовательно переориентирует нефтяной экспорт на восток. Например, на первое место по закупкам нашей нефти вышел Китай (70,1 млн тонн).
Также отметим, что по информации WSJ, в апреле экспорт нефти из России в Европу танкерами даже вырос до 1,6 млн б/с (с 1/3 млн б/с в марте). Просто теперь танкеры не указывает пункт доставки сырья.
Но, возвращаясь к первому варианту, следует отметить, что вариант полного отказала от российской нефти со стороны ЕС невозможен. Возможен отдельными странами (как, например, поступила Австрия). Возможно планомерное снижение и переориентация на других производителей. Но полный отказ здесь и сейчас — конечно, нет.
Второй вариант. Это установление предельно цены на нашу нефть. Здесь два варианта: либо ЕС устанавливает фиксированную предельную цену (напр., 70$ за баррель), либо устанавливает процент дисконта от биржевой цены (напр., минус 25-30%).
Конечно это наглость запредельная. Таким образом Европа хочет даже не столько нанести экономический ущерб России, сколько помочь своей собственной экономике. В результате роста цен на энергоносители в ЕС вовсю разгорается инфляция.
Только по итогам марта значение выросло до 7,4% в годовом выражении, увеличившись на 1,3% по сравнению с февралем (5,9%). То есть, рост за месяц существенный. Разумеется, дешевые энергоносители позволят сбить темпы инфляции.
Третий вариант. Это создание «механизма оплаты для удержания выручки». Данный механизм чем-то напоминает программу для Ирака «нефть в обмен на продовольствие». То есть, доход от продажи русской нефти будет зачисляться на специализированный счет. С него Россия сможет закупить только ограниченный перечень товаров и услуг, которые позволит Евросоюз.
А частично сумма может быть и вовсе заморожена до разрешения украинского вопроса. То есть, навсегда.
На наш взгляд, самым реалистичным является второй вариант. Хотя, скорее всего, и его не примут.
Разумеется, России ни в коем случае нельзя соглашаться ни на второй, ни на третий. Ситуация такова, что не они, а мы должны диктовать Евросоюзу свои условия. Если устанавливают предельную цену на нефть — мы прекращаем поставки. Если создают свои специальные механизмы — мы поставляет нефти ровно на столько денег, сколько нам необходимо для закупки действительно важных для нашей экономики товаров и услуг. И не больше.
Если исходить из того, что никаких санкций против русской нефти не будет введено, то нам необходимо использовать пока что еще получаемую выручку на европейском рынке для строительства энергетической инфраструктуры для ускоренной переориентации нефтегазового экспорта на Восток. Причем, не только в Китай.
Впрочем, даже если ЕС что-то и введет, то это настолько поднимет цены на энергоносители, что Россия не понесет больших потерь, поскольку будет зарабатывать на цене, а не на физическом объеме.