Dark Mode Light Mode

Приказано уничтожить: российское производство сельхозтехники приблизилось к точке невозврата

Приказано уничтожить: российское производство сельхозтехники приблизилось к точке невозврата

Россия — традиционно аграрная страна. Это всегда было унизительно — соха и рабский труд. Однако в последние годы Россия смогла преодолеть это унизительное состояние, встав на путь модернизации, внедрения высоких технологий в аграрное производство, поставив ему на службу науку, где удалость добиться высочайших результатов и в средствах защиты, и в генетике, и в ветеринарии. Но настоящим «чудом» выглядели достижения в машиностроении. Именно в этом направлении России удалось быстро и эффективно не только догнать мировых лидеров, но и перегнать их, заставив всех забыть о недоброй славе советских комбайнов и сеялок.

Именно сельское хозяйство было все последние годы драйвером развития российской экономики. Особенно это стало заметно, когда против страны были введены санкции. Оказалось, что без российского зерна, растительного масла мировой рынок будет расбалансирован. Отечественные аграрии совершили впечатляющий рывок, кратно увеличив экспорт продукции. И все это стало возможным благодаря мерам господдержки.

Однако далеко не всем в российском руководстве эти достижения оказались по нраву. Ставленникам МВФ и Федрезерва было приказано не просто затормозить развитие российского агросектора, но и начать планомерное его уничтожение. Ведь все на Западе понимают, что санкции в скором времени будут сняты, поэтому нужно освободить российский рынок для западной продукции. А отечественные производители, совершившие впечатляющий рывок в последние три года, успели заполнить отечественный рынок своей продукцией. А селяне уже приступили к производству на экспорт продукции высшего передела, вместо поставок кормового зерна и мяса.

Удар по отечественному агросектору было решено нанести комплексно: машиностроителей лишили средств защиты от импорта и господдержки, а аграриев опять довели до состояния безденежья, чтобы они не смогли покупать отечественную сельхозтехнику.

И, надо сказать, федеральные власти добились своего — производители сельхозтехники подошли к точке невозврата. Об этом в интервью газете «Коммерсантъ» рассказал президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин.

О продажах

За первые два месяца 2025 года продажи российской сельхозтехники упали более чем на 30% по сравнению с началом предыдущего года, который был худшим за предыдущие 10 лет. Это серьезный кризис.

По данным ассоциации Росспецмаш, в январе отгрузки на внутренний рынок сократились на 31,5% к январю 2024-го. Больше всего упали продажи:

Кормоуборочных комбайнов -55,6%

Зерноуборочных комбайнов -51,5%

Сельскохозяйственных тракторов -44%.

Затоваренные склады

Товарные остатки у десяти крупнейших заводов (статистика не включает товарные остатки ПТЗ) по состоянию на 12 марта 2025 года выросли на 72% по сравнению с прошлым годом, с 36 до 62 млрд руб. У Ростсельмаш 40% годового выпуска стоит на площадках.

Экономика дилеров тоже ухудшается. По данным ассоциации АСХОД, затраты дилеров за год выросли на 15–16%, а рентабельность сократилась более чем вдвое. Для дилеров 2025 год может стать самым тяжелым за последние 10 лет.

О защите рынка

«Если не будет защитных мер, то смысла производить сельхозтехнику в России просто нет. Утильсбор переложил часть проблем на импортеров (у них продажи падают сильнее в 2025 году), но проблему спроса никак не решил – у аграриев нет денег на обновление парка.

Почему в России не производится отдельная узкоспециализированная сельхозтехника

Отдельные отраслевые союзы выступали против защиты российского рынка от импорта этих видов машин. В итоге не было ни пошлин, ни утильсбора: всегда можно было по льготным программам покупать иностранную технику. Никакой защиты российских производителей. В итоге они добились того, что никто в стране эти машины производить не хочет. Поэтому сегодня аграрии вынуждены покупать иностранную узкоспециализированную сельхозтехнику, которая стоит в три раза дороже, чем могла бы стоить российская.

Неравные условия конкуренции с белорусскими производителями

Действует субсидирование 75% ставки Банка России из бюджета Республики Беларусь при кредитовании в российских банках закупок белорусской сельхозтехники.

Программа льготных кредитов на российскую сельхозтехнику сегодня не работает: c начала года, например, Ростсельмаш по ней продал два комбайна.

В общем объеме поставок российских и белорусских комбайнов на рынок РФ белорусские производители в количественном выражении занимали в 2021 году долю в 17%. В 2024 году эта доля выросла до 40%.

Все эти негативные тенденции начали нарастать еще в прошлом году. Рынок сельхозтехники в 2024 году упал на 20%. Продажи российских машин снизились на 17,6%, импортных – более чем на 25%. Отрасль сталкивается с самым серьезным вызовом за последние 20 лет, говорят в ассоциации дилеров сельскохозяйственной техники АСХОД.

Причина – высокая ставка ЦБ и отсутствие денег у аграриев. Но если на первый фактор в реальности влиять можно с тем же успехом, что и на погоду (примерно никак), то отсутствие денег у сельхозпроизводителей – проблема в теории разрешимая. Доходность агросектора подкосила комбинация низких цен на продукцию, растущих расходов, высокой экспортной пошлины и сокращения господдержки. Последние два фактора могли бы улучшить ситуацию, нужно только волевое решение. Желательно своевременное, чтобы не допустить катастрофы.

Больше всего аграрии сэкономили на машинах для внесения удобрений – их отгрузки в 2024 году рухнули на 58%. Сказалось также подорожание самих удобрений. Отгрузки зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов снизились на 30,7% и 24,8% соответственно. Поскольку статистика Росспецмаш учитывает только отгрузки заводов дилерам, то по конечным клиентам цифры падения могут оказаться еще выше за счет затоваривания стоков у продавцов.

Источник