Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи похвалил участников ядерных переговоров, заявив, что Тегеран находится в сильной позиции.
Во время выступления 13 апреля перед правительственными чиновниками Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, которому принадлежит последнее слово во всех государственных делах, обсудил текущие ядерные переговоры и планы Ирана по продвижению вперед с ядерной сделкой или без нее.
Хаменеи сказал, что ядерные переговоры идут хорошо. Предположительно, Хаменеи имел в виду, что позиции Ирана на ядерных переговорах сильны, поскольку переговоры по сути зашли в тупик, так как Соединенные Штаты не решаются исключить Корпус стражей исламской революции (КСИР) из американского списка иностранных террористических организаций.
Хаменеи похвалил министра иностранных дел Ирана и участников ядерных переговоров за их доклады о состоянии ядерных переговоров. Он добавил, что критика в адрес ядерных переговоров допустима, но она не должна «ослаблять» позицию Ирана за столом переговоров или «порождать безнадежность» среди иранцев. Недавно группа законодателей направила письмо президенту Эбрахиму Раиси с просьбой создать условия для возрождения ядерной сделки — Совместного всеобъемлющего плана действий (JCPOA), из которого Соединенные Штаты вышли в 2018 году. Администрация Байдена пытается возобновить переговоры.
Хаменеи похвалил иранских ядерных переговорщиков за их «сопротивление» чрезмерным, по его словам, американским требованиям. Он сказал, что Соединенные Штаты «нарушили свои обязательства и вышли из JCPOA «и теперь чувствуют себя «беспомощными и оказавшимися в тупике». Он также сказал, что признание официальными лицами США провала кампании «максимального давления» бывшего президента Дональда Трампа является важной победой, которую иранские чиновники не должны забывать.
Хаменеи добавил, что Иран прошел через многие трудные моменты и пройдет и через этот этап. Он попросил иранских чиновников не ставить свои планы в отношении страны в зависимость от ядерных переговоров.
Администрация Байдена, учитывая предстоящие промежуточные выборы и президентские выборы через два года, не решается исключить КСИР из списка FTO (список террористических организаций). Иран, однако, настаивает на снятии всех санкций, введенных Трампом, после чего Тегеран хочет вернуться к полному соблюдению JCPOA.
В результате выхода США из ядерной сделки Иран увеличил объемы обогащения урана, а также стал использовать более современные центрифуги, что не укладывается в рамки JCPOA.
Еще одним предметом разногласий между Ираном и США являются лица с двойным ирано-американским гражданством, которых удерживает Иран. Недавно появились сообщения, подтвержденные Тегераном, что иранские вклады, удерживаемые за границей из-за санкций США, будут разморожены в ходе обмена заключенными, в котором, вероятно, примут участие Морад Тахбаз, Бакер Намази и Сиамак Намази. Свежих новостей по этой теме не поступало, но Fars News утверждает, что освобождение Тахбаза должно стать частью обмена на иранских заключенных, содержащихся в США.