Прошедшая неделя ознаменовалась важным политическим событием — телефонным разговором Владимира Путина и Дональда Трампа. Однако не менее интересным является и то, что в ближайшем будущем может состояться их личная встреча на нейтральной территории — в Саудовской Аравии. О чём будут говорить лидеры двух стран, и какие последствия эти переговоры могут иметь для мирового баланса сил? Давайте разберёмся.
Рассредоточенная мощь
Новая администрация США уже в открытую говорит о том, что их приоритетом является сдерживание Китая. Так что это больше не домыслы, а конкретный факт, который мы можем смело взять за основу всего происходящего. Но чем сдерживать? По официальным рейтингам армия США первая в мире, но по факту эта армия размазана тонким слоем по всей планете. И отдельный ограниченный воинский контингент США не смог устрашить даже хуситов. Смогут ли несколько военных баз США в Азии устрашить стремительно набирающую военную мощь Китай? Сомневаюсь.
Отсюда попытки Дональда Трампа собрать все силы в кулак, урегулировав текущие конфликты, в которых участвуют Штаты. Как пример — конфликт в Газе вынуждал США держать несколько авианосных групп на Ближнем Востоке. А реально способных одновременно выйти в море авианосцев у США не так уж много и нужны они у берегов Тайваня. Поэтому между ХАМАС и Израилем под давлением Трампа было достигнуто перемирие.
Из-за конфликта с Россией Штаты исчерпали свои запасы по некоторым видам вооружений и это тоже является отвлекающим от борьбы с Китаем фактором. Также в СМИ начали появляться новости о возможном выводе американских войск из Сирии. Причина тоже очевидна — курдская армия, которую поддерживают американцы, в несколько раз больше, чем ХАМАС. И территория, которую они контролируют, тоже больше. А значит и масштабы конфликта с Турцией и новыми властями Сирии могут быть в несколько раз выше, чем в Газе, в чём Дональд Трамп совершенно не заинтересован.
Проблемы есть не только вовне, но и внутри военно-промышленного комплекса США. Майк Уолтц, который сейчас занял пост советника Трампа по нацбезопасности, ещё при президентстве Байдена поднимал проблему «ужасающей» боеготовности американских вооруженных сил. Например по его словам около 40% американских подлодок даже не в состоянии выйти в море. А программа модернизации истребителя пятого поколения F-35 Joint Strike Fighter выполнена менее чем на треть. Вероятно с этим как раз и связаны масштабные чистки и реформы внутри США с участием Илона Маска. Закрытие USAID с бюджетом в более 40 млрд. в год и прочие меры, это возможно попытка найти больше средств на военное сдерживание КНР.
Но что самое любопытное и непосредственно относится к теме нашего обсуждения, это проблемы с набором военнослужащих в американскую армию. Ежегодно США сталкиваются с недобором новобранцев. В СМИ со ссылкой на различные отчёты пишут, что в одних только сухопутных войсках США недобор составляет порядка 15 тыс. человек. И решить эту проблему не представляется возможным, поскольку 71% американцев не подходят под критерии набора из-за ожирения, употребления наркотиков и проблем со здоровьем, в том числе психическим. Проблема усугубляется ещё и тем, что всего 9% американцев заявляют о своём желании служить. Так что как говорится здорового и годного к службе американца надо ещё умудриться найти. А даже если удастся такого найти, его ещё нужно умудриться поймать!
Если без шуток, то единственным реалистичным выходом из этой ситуации был бы вывод уже действующих военнослужащих США из менее приоритетных регионов, для последующего их задействования в сдерживании Китая в АТР. И вот тут мы подходим к ключевой цифре. Один из самых многочленных контингентов американской армии находится как раз в Европе. По официальным данным, которые озвучивал в прошлом году Байден, Штаты держат в Европе контингент в 80 тысяч военных! Это в 40 раз больше, чем например количество военнослужащих США в Сирии и махом бы решило проблемы недобора. Новый глава Пентагона Пит Хегсет как раз на днях и намекнул европейцам, что присутствие этих военных в Европе «не будет вечным».
Формула переговоров Трампа
Теперь, когда мы разобрались, какую цель преследуют США и почему хотят как можно скорее свернуть конфликт с РФ, поговорим о текущих переговорах между Трампом и Путиным. Многие аналитики сходятся во мнении, что Трамп ведёт переговоры с различными странами по одной и той же формуле.
Формула примерно такая — сначала Трамп выдвигает самые худшие условия, а затем предлагает компромисс. Тут работает психология — оппоненту становится гораздо проще навязать необходимую сделку, если перед этим его запугать самым худшим вариантом развития событий. Разберем на примере Панамы, у которой Трамп пригрозил отобрать канал, служащий критически важным источником доходов в бюджет этой страны. После того, как было озвучено такое намерение, Панаму посетили представители Трампа и попросили бесплатно пропускать через канал американские суда. Это тоже конечно наглость со стороны американцев, потому что Панамский канал приносит не только доходы, но и расходы — на обслуживание и модернизацию. По сути американцы хотят пользоваться каналом бесплатно, а все расходы за это будет нести Панама. Но всё же это лучше, чем вообще лишиться канала.
По точно такой же формуле Трамп действовал и в отношении Мексики. Сначала пригрозил ввести пошлины и даже ввёл их, но потом сразу же отменил, как только получил желаемое — когда власти Мексики приняли решение отправить 10 тыс. военных на границу для борьбы с нелегальной миграцией и трафиком фентанила. По идее это всё проблемы не Мексики, а США и американцы за свой счёт должны решать их. Но Трамп повесил проблемы США на плечи мексиканцев. Видимо это не так плохо, как пошлины, раз власти Мексики в итоге приняли условия Трампа, и тот отменил уже было введенные тарифы.
Ещё хотелось бы разобрать как работает формула Трампа на примере европейцев, которым он пригрозил, что отберёт Гренландию. «Фишка» формулы Трампа состоит в том, что его угрозы это не блеф, а реальность. Ведь США действительно имеют виды на Гренландию и уже очень давно, задолго до президентства Трампа. Но скорее всего это пока лишь потенциальная угроза, чтобы европейцы, чьё будущее всерьёз зависит от ресурсов Гренландии, согласились с условиями, о которых договорятся Путин и Трамп между собой. А если европейцы их не примут, значит наживут себе врага похуже России и лишатся одного из самых ценных своих активов.
Теперь, когда мы разобрались, как работает формула переговоров Трампа и какие у него цели, мы можем перейти к обзору переговоров между США и Россией. Штаты угрожают России ужесточением санкций, призывают нас сократить вооруженные силы, отказаться от каких-то территорий и альянсов в АТР. Но скорее всего при реальных переговорах останется только один пункт, который на самом деле и интересует Трампа — отказ РФ от идеи военного союза с КНР. Взамен на то, что США выведут свои войска из Европы и фактически перестанут исполнять свои функции в НАТО, даже если формально останутся в альянсе. Хотя не исключено, что они могут полностью выйти из НАТО.
Геополитический кошмар США
Фактически военного союза с китайцами у нас и не существует. Вот с КНДР что-то подобное реально было подписано и не просто подписано, но и действует на практике. С Китаем такого союза пока нет, но теоретически может появиться. Однако военный союз России и Китая это для американцев страшный геополтический кошмар. Дело в том, что у нас с китайцами есть общая сухопутная граница, по которой удобно, быстро и безопасно можно перебрасывать грузы, сырьё или войска. А вот американцам, чтобы перебрасывать всё это из Европы в Азию или наоборот, в зависимости от ситуации, придётся проделать долгий и весьма опасный путь через неспокойные хуситские воды. И дело даже уже не в хуситах.
Недавно наши власти договорились о строительстве российской базы ВМФ в Судане. А у китайцев есть база в Джибути. На карте я обозначил эти места и тут наглядно видно, что русские и китайцы теперь могут самостоятельно контролировать проход судов через Суэцкий канал. Так что Западу пришлось бы задействовать более длинный маршрут в обход Суэцкого канала. Однако новый маршрут увеличивает сроки доставки грузов с 20-25 дней примерно до 40 дней. Что делает для США потенциальную войну на два фронта заведомо проигрышной. «Армия выигрывает битвы, логистика выигрывает войны».
Поэтому Трампу важно договориться с Путиным, чтобы сосредоточить силы и ресурсы США лишь на одном направлении — азиатском. Однако переговорные позиции у американцев весьма слабы. Даже выступление Вэнса на Мюнхенской конференции лично у меня не вызвало большого впечатления и напоминает попытки продать русским прошлогодний снег. Вэнс к примеру критиковал европейцев за отмену выборов в Румынии, на которых победил кандидат, настроенный на сотрудничество с Россией. А до этого Илон Маск открыто критиковал Шольца и топил за АдГ. Но, честно говоря, и без вмешательства новой администрации США у русофобских политиков в Европе падали рейтинги, а у настроенных на сотрудничество с Россией — росли.
Новая администрация США спохватилась буквально в последний момент. Трамп будет пытаться выторговать для США хоть что-то, пока ещё есть чем торговаться, однако его условия на переговорах будут сильно мягче тех, что озвучиваются публично. Потому что американцам в любом случае нужно выводить свои войска из Европы, а Россия и так побеждает, несмотря на максимальное давление, которое оказывалось на РФ при Байдене. Штаты потенциально могут лишь создать нам лишние препятствия и проблемы, но не выиграть борьбу сразу на два фронта. Поэтому уступок на предстоящих переговорах можно скорее ожидать от США, нежели от России.