Вчера Владимир Путин поручил правительству переориентировать экспорт углеводородов. Сейчас значительная доля нефти и газа экспортируется в Евросоюз, который, вне всяких сомнений, будет отказываться от российских энергоносителей
Необходимо диверсифицировать экспорт. Будем исходить из того, что в обозримой перспективе поставки энергоресурсов в западном направлении всё-таки будут сокращаться. Поэтому важно закрепить тенденцию последних лет: шаг за шагом переориентировать наш экспорт на быстрорастущие рынки юга и востока. Для этого уже в ближайшее время нужно определить ключевые объекты инфраструктуры и приступить к их строительству — заявил Путин
Понятно, что моментально Евросоюз не в состоянии отказаться от закупок нефти и газа из России. Тем не менее, тенденция очевидна. Экспорт углеводородов будет сокращаться. В особенности это касается нефти, мировой рынок которой диверсифицирован и найти замену не так сложно, как, например, по газу. Да, не полностью, но в значительной степени
В целом, отказ Европы от наших углеводородов в долгосрочной перспективе нам выгоден. В Евросоюзе и так имеются огромные проблемы с развитием экономики, которая уперлась в потолок, а переход на дорогие энергоресурсы только лишь усугубит стагнацию. Пока все идет к тому, что Евросоюз последует по пути Японии, экономика которой не растет уже 30 лет. Тенденции очень похожи.
В это же время Юго-Восточная Азия и Ближний Восток продолжат развиваться огромными темпами. И наши углеводороды станут дополнительным драйвером развития их экономик. Это понимают все. Именно поэтому Индия, несмотря на колоссальное давление США, намерена и дальше скупать российскую нефть. Потому что очевидно, что по мере стагнации экономик Европы и США их роль в мировых процессах будет снижаться. Главное — переждать момент.
Однако для масштабной переориентации поставок нефти и газа России необходимо ударными темпами строить энергетическую инфраструктуру. И дело здесь не в деньгах: их у нас достаточно. Вопрос в разработке и реализации проектов. К сожалению, подобного рода масштабные проекты имеют печальный опыт затягивания. Например, речь о строительстве Силы Сибири до начала реализации проекта шла на протяжении 10 лет, а на полную мощность трубопровод выйдет только к 2024 году.
Сила Сибири-2 будет готова только к 2027-2028 гг. Или же вспомним нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан». 10 лет потребовалось для того, чтобы построить вторую очередь трубы.
Сейчас Россия экспортирует в Евросоюз 145-155 млрд кубометров газа и 4,5 б/с нефти и нефтепродуктов. Объемы большие. Тем не менее, «перекинуть» их можно.
Легче всего это сделать с нефтью. Фактически необходимо найти замену только нефтепроводу «Дружба», который связывает Россию с Германией. В прошлом году по нему прокачали 36 млн тонн. Это примерно 263 млн баррелей. То есть, около 0,72 тыс б/с. Все остальное экспортируется морем. А корабли можно пустить в любом направлении. Единственная проблема — фрахт, но данный вопрос решаем. Тот же опыт Ирана по созданию государственной судоходной компании показывает, что даже в условиях жесточайших ограничений сформировать мощный флот по перевозке углеводородов можно. К тому же, у нас есть госкомпания «Совкомфлот».
Строительство нефтепровода в Китай будет адекватной заменой «Дружбы». К тому же, по ВСТО-1 в КНР уже поставляется 30 млн тонн. Еще 50 млн тонн идет по ВСТО-2 в порт Козьмино, откуда уже кораблями нефть отправляется в Китай. В общем, необходимо построить одну «трубу», аналогичную ВСТО-1.
С газом несколько сложнее. Переориентировать 155 млрд кубометров — задача непростая. По уже реализуемым мощностям есть следующее. К 2024 году на полную мощность заработает Сила Сибири (+21 млрд кубометров к 2021 году). К 2027-2028 году будет построена Сила Сибири-2 на 50 млрд кубометров. Еще 10 млрд дадут поставки с Сахалина. Итого по существующим проектам 81 млрд кубометров. Или же 52,2% от необходимого.
Наиболее оправданным вариантом является масштабное развитие СПГ-отрасли. А, именно, строительство нескольких крупных СПГ-заводов. В планах такие есть. Это Арктик СПГ-2, Арктик СПГ-1, Печора СПГ, Таймыр СПГ, Охотск СПГ и т.д. Однако есть серьезная проблема, которая может помешать планам. Запад заблокировал поставку в Россию оборудования для производства СПГ. Достойной замены прямо сейчас нет. Теоретически можно наладить производство в России, а также поискать альтернативу в Китае и Индии. Впрочем, на данную тему мы подготовим отдельный материал.
И, наконец, нельзя не сказать об амбициозном проекте строительства Газопровода из России в Индию. В 2017 году прорабатывался такой вариант. Маршрут следующий: Россия — Китай — Мьянма — Бангладеш — Индия. Причем из Бангладеша в Индию газ будет поступать морским путем. Мощность — 31,4 млрд кубометров, стоимость — 16,5 млрд долларов (в ценах 2017 года). Однако с 2017 года о данном проекте мы ничего не слышали. Возможно, сейчас его ожидает реанимация.
Таким образом очевидно, что Россия сможет переориентировать большую часть поставок углеводородов с Европы на Азию. Вопрос только во времени.