Именно таким виделся индийцам их собственный истребитель пятого поколения на базе Су-57. Сейчас в Индии всё чаще говорят о возвращении в программу.
Накануне почтенный Премьер-министр Индии Нарендра Моди совершил полёт на первом истребителе собственной индийской конструкции многострадального проекта «Tejas». Сразу вслед за этим местные ВВС (IAF) сделали заказ сразу на 86 машин этого класса, чем вызвали бурю патриотического подъема в индийском обществе. И хотя как истребитель, Теджас устарел ещё в прошлом десятилетии, я бы не стал недооценивать успеха индийских авиастроителей. Работа с российскими Су-30МКИ, производство которых в последние время на 85% локализовано в Индии, помогла им, что называется, «набить руку» и довести вызывавший массу насмешек самолёт до рабочего состояния. Нам, частенько поругивающим наш авиапром по поводу и без повода, просто уже не понять таких эмоций. Но, очевидно, что не на Теджас делают ставку индийские военные, анализируя перспективы собственных военно-воздушных сил. И уж тем более не на собственный проект истребителя пятого поколения HAL AMCA. Только за последние три года индийцы дозаказали ещё 24 машинокомплекта Су-30 (уже в модификации СМ2 в экспортном исполнении) и похоже, не намерены на этом останавливаться. Но главное, в феврале этого года, в ходе международной выставки «AERO INDIA 2023», впервые возникли разговоры о возвращению Индии в программу FGFA (Sukhoi/HAL Fifth Generation Fighter Aircraft), из которой она довольно обидно вышла в 2018 году. Говорилось даже о неких переговорах на полях главного индийского авиашоу. И вот буквально накануне, один из чиновников правительства Нарендры Моди, в комментарии газете The Times of India, данном на условиях анонимности, заявил, что возможно недавно запатентованный россиянами (19 ноября 2023 года) вариант двухместного Су-57 станет, цитата: «наиболее доступным и практичным вариантом для ВВС Индии, тем более Индия не отказывалась от проекта, а всего лишь приостановила в нём своё участие».
Именно двухместный вариант Су-57 изначально значился в техническом задании ВВС Индии. И теперь, когда он появился, на Западе задаются вопросом, а не был ли выход Индии из программы, всего лишь хитроумным маневром. Картинка HAL
Нет никаких сомнений, что на подобные решения влияют собственные разведданные анализа действий Су-57 в ходе реальных боевых действий. На сегодня российский «стелс», несмотря на скромное количество серийных машин, оказался наиболее повоевавшим и точно самым результативным из всех истребителей «пятого поколения». На его счету, по мнению индийских наблюдателей, на сегодня числится не менее четырех неприятельских самолётов и несколько удачных операций по уничтожению средств ПВО. С учетом того, что американский Ф-22 находится на вооружении 22 года, в ходе которых США ни на месяц не прекращали своих воздушных операций, это действительно впечатляет. У «Раптора» в достижениях числится только китайский воздушный шар и, из-за невозможности полноценной модернизации, он имеет вполне реальные перспективы скоро отправиться на авиакладбище. И теперь многие военные издания Индии, ещё вчера шумно выражавшие своё фе! нашей «сушке» запели совсем другую песню.
Недавно популярный индийский канал Military Factory вновь напомнил своим чистателям о программе FGFA, разместив большой обзор его потенциальных возможностей.
Кстати, именно США больше всех сделали для того, чтобы Индия в апреле 2018 года приостановила участие в совместной с Россией разработке. На официальном уровне, Вашингтон грозил Нью-Дели санкциями в рамках закона CAATSA, а тайно пачками покупал группы индийских лоббистов, чтобы те говорили, что российская программа технологически несовершенна и неизбежно «схлопнется» после запрета на поставку в Россию западной микроэлектроники. Теперь, к примеру, индийский маршал ВВС в отставке и летчик-испытатель Анил Чопра, в своё время возглавивший компанию в прессе против россиийско-индийской программы истребителя «пятого поколения» вдруг заявил порталу Indian Defence News, что похоже, с Су-57 он ошибался, поверив американцам, что санкции погубят этот проект.
Вопреки американским прогнозам, производство Су-57 не замерло, а наоборот, идет опережающими планы темпами. Прогнозисты нынче в американской разведке совсем никудышные, или заведомо врут. Фото МО РФ
В целом, все это напоминает довольно хитрую игру Индии, с целью получить необходимые вооружения, не испортив при этом отношения с США. Сначала они буквально вынудили американскую администрацию смириться с покупкой «запрещённого» ЗРК С-400, для виду отказавшись от Су-57. А теперь, оценив реакцию Белого дома на официальное принятие на вооружение нашего «Триумфа», зондируют почву по поводу Су-57, заодно посмотрев его в деле. Уж больно своевременно был запатентован двухместный вариант, ведь именно на такой рассчитывала Индия в рамках программы FGFA.
Многие мои комментаторы, наверное, начнут упрекать индийцев в неких маневрах и нечестной игре. Я бы не советовал спешить с выводами. Во-первых, нужно понимать, что США давят по всем фронтам, выкручивают руки и мешают любому развитию нашего оборонного комплекса, в том числе его экспортной составляющей, с максимально возможным нажимом. И тем, кто от них хоть как-то зависит, а Индия, в рамках диверсификации, купила немало видов американского оружия, приходится всячески хитрить. У нас с Индийской Республикой было и остается множество совместных военных проектов, от автоматов, до гиперзвуковых ракет, и нет никаких оснований думать, что им что-то угрожает, даже несмотря на отчаянные усилия заокеанской администрации.