Парадокс нынешнего витка палестино-израильского конфликта состоит в том, что главным врагом Палестины является даже не израильская армия или правительство Биньямина Нетаньяху, а наиболее влиятельные государства Арабского мира.
Мир этот уже совсем не тот, что был в 1967-м или 1973-м. Возмужал, набрался сил и экономической мощи, подцепил на нефтяную иглу самые развитые страны Запада, взял на вооружение его высокие технологии, насытился американской и европейской военной помощью и… Заматерел. Нет того запала и жара, что наблюдался у Гамаля Абделя Насера или Саддама Хусейна. Арабские политики из суровых и грозных революционеров стали, уж извините за резкое выражение, сборищем кайфариков, которым и без борьбы живётся неплохо.
Президент Египта Абдул-Фаттах ас-Сиси выступил с неожиданной инициативой, до которой не додумались даже крайне правые сионисты в правительстве Биньямина Нетаньяху. Глава арабской республики внезапно сказал, что готов видеть у себя в регионе американских оккупантов в качестве «миротворцев».
«Мы готовы к демилитаризации Государства Палестина и к тому, чтобы для этого были гарантии в виде сил НАТО, сил ООН, арабских сил, американских сил. Что вы хотите»,
– заявил египетский лидер. Слова эти больше походят на плохую шутку или чудовищную провокацию, учитывая, какой накал антиамериканизма сейчас в Арабском мире. Арабы не глупцы, они прекрасно видят, кто именно вооружает Израиль и науськивает его на военное «решение» палестинской проблемы.
Действительно, перед Ас-Сиси маячит очень тяжёлая проблема. Тель-Авив откровенно перешел черту и не намерен останавливаться. Население сектора Газа планомерно вытесняется на юг, к границе Египта. От самого анклава Каир отказался ещё в 1978 году в соответствии с Кэмп-Дэвидскими соглашениями, по сути роковыми для палестинцев (именно тогда началось повальное предательство их борьбы за свою государственность). Теперь же руководство Египта предпринимает все усилия, чтобы 2,4 миллиона жителей сектора Газа не оказались на Синайском полуострове и не стали огромной политической и экономической проблемой.
Синайский полуостров, вопреки представлениям наших туристов-любителей Шарм-эль-Шейха, является зоной нестабильности для страны. С 2011 года там идёт тяжелейший конфликт, пусть и вялотекущий, с исламскими фундаменталистами. Хотя тут смотря что называть «вялотекущим». Только за 2013-2022 годы Вооружённые силы арабской республики потеряли 3277 человек – примерно столько же, сколько мы за время активной фазы Второй Чеченской кампании. Если в синайский коктейль из различных исламистских группировок добавить ХАМАС, получится нечто ужасное для режима господина Ас-Сиси.
Тем более генезис «Исламского движения сопротивления» был тесным образом связан с «Братьями-мусульманами»* (ихваны), опекаемыми Турцией и Катаром. Вспомним, что именно ихванов в 2013 году свергли военные под руководством нынешнего президента Египта. Два с половиной миллиона идейно индоктринированных хамасовской идеологией людей Ас-Сиси не нужны от слова «совсем».
Да и не может потянуть такое число беженцев египетская экономика. Уровень инфляции в сентябре 2023-го составляет 38%. Египетский фунт является нестабильной валютой и сильно зависит от доллара. К тому же опыт размещения палестинских беженцев исторически негативен для всех соседей: достаточно взглянуть на Иорданию с её «Чёрным сентябрём» 1970 года, на Ливан, где присутствие палестинцев разогрело и так горячую гражданскую войну.
В общем, Египту вся эта движуха в секторе Газа очень не нравится. Однако меры по купированию проблемы, кажется, выбраны наихудшие. У страны огромный вес в Арабском мире. Египет – это 110 миллионов населения и 14 место в рейтинге военной силы Global Firepower Index 2023. Египетские войска опережают по своему потенциалу израильтян, иранцев, вьетнамцев, саудитов (несмотря на то, что Саудовская Аравия прочно занимает 4-5 строчку по тратам на военные нужды). Если бы у власти в Каире был тот же Насер, он давно воспользовался бы ситуацией. Но Насера нет, а страной правят идейные наследники изменника Анвара Садата.
Ас-Сиси – сложная фигура, её не стоит демонизировать. Но и излишне обелять также не следует. Он вырос в эпоху Садата и Мубарака, когда Египет стал важнейшим союзником США на Ближнем Востоке (получив статус Major Non-NATO Ally одновременно с Израилем), поставлял оружие афганским моджахедам, принимал участие в антииракской войне 1991 года. Действующий президент Египта получил военное образование в Великобритании и США, являлся регулярным участником военных учений с американцами Bright Star.
Стоит ли ожидать от такой персоналии крутого разворота в сторону от евроатлантической ориентации? Этого мы не можем дождаться даже от такого жёсткого и решительного человека, как Реджеп Тайип Эрдоган. Ас-Сиси вступил в БРИКС и поддерживает хорошие отношения с Владимиром Путиным – уже неплохо. Ну а быть суверенным политиком, который не сверяет часы с Белым Домом по любому вопросу, дано не каждому. Так что с господина Ас-Сиси взятки гладки.
P.S. Кстати, о взятках. Со времён Кэмп-Дэвидского соглашения египетская армия (читай: генералитет) получает ежегодную военную помощь от США. С 1978 года её объём, если верить официальным сведениям Государственного департамента, составляет свыше 50 миллиардов долларов, не считая 30 миллиардов долларов экономической помощи. Перепало ли что-нибудь из этих сумм фельдмаршалу Ас-Сиси? Вопрос риторический.
* Организация признана террористической и запрещена на территории России.