Федеративное устройство нашей страны имеет как очевидные негативные стороны, вроде административного деления по национальному (во многом пережитков ленинской национальной политики), а не экономически обоснованному принципу , так и, безусловно, позитивные. Когда федеральные власти действуют по принципу «Как бы чего не вышло», на местах могут выступить со смелой инициативой и создать прецедент, который затем можно масштабировать в общероссийском масштабе. Именно так и произошло в Челябинской области, где губернатор Алексей Текслер издал постановление о запрете иностранным гражданам водить такси, маршрутки и автобусы.
Решение челябинского руководства никак нельзя назвать «экспериментальным». Ранее подобные постановления принимали и другие регионы. Летом 2021 года аналогичный запрет ввёл губернатор Калининградской области Антон Алиханов, причём норма касается не только работников транспортной сферы, но и таких профессий, как воспитатель детского сада, кадровик, школьный учитель, гостиничный работник, сотрудник пекарни, кондитерской, производства детского и диетического питания.
Глава субъекта тогда попал под стрелы либеральной критики, скептики пророчили серьёзные проблемы для региональной экономики из-за ограничений на работу «незаменимых иностранных специалистов». Как оказалось, незаменимых людей нет. Ожидаемый рост внутреннего регионального продукта в Калининградской области за 2023 год оценивается властями в 3,4%. Безработица с конца 2021-го по конец 2022-го сократилась с 4,9% до 3,2%. Ставка, сделанная Алихановым на население своего региона, оказалась совершенно правильной и ни к каким пертурбациям на рынке труда не привела.
Помимо Челябинской и Калининградской, схожие ограничительные меры против «трудолюбивых» приезжих приняли за последние годы Тюменская и Калужская области, а также Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. В ХМАО, к примеру, компании, которая решит нарушить запрет и предпочтёт российскому гражданину «иностранного специалиста» , грозит штраф до 1 миллиона рублей. Северный регион, кроме всего прочего, запретил мигрантам торговать алкоголем, табаком и продуктами питания, существенно сузив возможности для трудоустройства.
Строжайшие меры предпринял губернатор Калужской области Владислав Шапша – с 2022 года гастарбайтерам воспрещено работать в кадровых агентствах, сферах торговли, пассажирских перевозок, общественного питания. На этом Владислав Валерьевич не остановился и приостановил до 2027 года действие программы по переселению соотечественников в регионе. Дело в том, что Калужская область из-за её близости к Москве стала настоящим хабом для выходцев из Средней Азии и Закавказья по получению российских паспортов. Если в начале действия программы на русских и русскоязычных граждан приходилось 80% выданных «красных книжечек» с двуглавым орлом, то уже к началу 2020-х – лишь 17%.
По сути субъекты Российской Федерации показывают, что запрет на работу мигрантов в сфере услуг никоим образом не несёт в себе катастрофических последствий, о которых любят рассуждать либералы. Напомню, что недавно Борис Титов, вообще договорился до того, что нам уже не обойтись исключительно Средней Азией – нужно завозить иностранную рабочую силу из Вьетнама и Таиланда.