11 сентября Минобороны Казахстана выпустило официальное сообщение с ответами на ключевые вопросы общественности. Нас интересует ответ на вопрос под номером 6:
«Введение санкций в отношении России могут ли как-то повлиять, на дальнейшую эксплуатацию на уже поставленные образцы ВВТ, ввиду того, что казахстанская армия в основном оснащена образцами ВВТ российского производства?
Введение санкций может значительно повлиять на дальнейшую эксплуатацию вооружения и военной техники, в первую очередь, советского и российского производства, так как поставка комплектующих и запасных частей практически приостановлена. Как правило, страна получатель российского воору-ния предусматривает в сделке организацию производства приобретаемого воору-ния и вое-ой техники, в том числе запасных частей и комплектующих к ним на своих отечественных предприятиях оборонно-промышленного комплекса, как например, Китай или Индия».
По сути мы видим начало подготовки к отказу от военно-технического сотрудничества с Россией. Рассказы о том, что Россия не поставляет комплектующие и продукцию ВПК, мягко говоря, чушь.
Во-первых, экспорт продукции ВПК и комплектующих после 24 февраля остался на уровне 2021 года. А это значит, что мы продали столько же, сколько за год до начала известных событий.
А во-вторых, ВВП лично подтвердил выполнение всех контрактов.
«Россия неукоснительно исполняет все обязательства перед партнерами в части поставок вооружения и комплектующих»- В.В.Путин, 27 декабря 2022 года.
«Россия, несмотря на санкции, выполняет все свои обязательства в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС)»- глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ Дмитрий Шугаев, 13 февраля 2023 года.
Так что МО Казахстана искажает факты. Господин Токаев в этом конкретном случае примеряет даже не два стула, а сразу три. Турецкий, американский и китайский. Не секрет, что в Казахстан уже начались поставки продукции турецкого ВПК. В частности речь идёт о турецкой бронированной колесной машине 8х8 «Арма» с боевым модулем VN-11, байрактарах и других образцах. Проблема для России заключается не в том, что Астана решила поставить на вооружение турецкую или американскую технику, а в том, что для её производства и обслуживания на территории Казахстана уже создаются производственные мощности. Это касается и предприятий в рамках нового контракта между МО Казахстана и Управлением военных заводов и верфей Турции (ASFAT), и совместной эксплуатации завода «Зенит», а также совместного предприятия на территории Казахстана в кооперации Kazakhstan Engineering и Turkish Aerospace, по производству БПЛА «ANKA». Токаев запускает подобные проекты не только с Анкарой, но и Вашингтоном. Опасно ли это для России? Безусловно. У нас с Казахстаном практически нет границы, это не шутки. На мощностях ВПК, помимо граждан Казахстана, будут задействованы турки, американцы, и европейцы. Это красная линия? Однозначно.
Токаев пытается отговориться, мол «мы развиваем свой собственный ВПК», но это не так. В этом же отчёте МО Казахстана, чёрным по белому написано, что произведённые казахстанским ВПК бронированные колёсные машины «Барыс» и «Арлан» в разы уступают турецким и российским аналогам. А по сравнению с российскими БТР-82А тот же «Барыс» дороже в 2,5 раза. При этом Казахстан работает над своими машинами уже 6 лет.
Казахстан — это сфера интересов России, Турции, Запада, Китая, а также радика-ых групп Азии. То, что это вторая болевая точка для России после «У», понятно всем. России и Китаю не нужны такие проблемы на границе, а Турции и западу нужны. Турция хочет «Тюркский мир» со столицей в Анкаре, а запад хочет прижать Россию и Китай по периферии. Сегодня поведение руководства Казахстана всё больше смахивает на линию поведения «У», образца начала нулевых, когда они только-только начали отрываться от России. К чему это привело, мы все видим. С Казахстаном будет ещё хуже, поскольку территория больше и регион мусульманский. Туда проще переправить радик-ов из того же Афганистана. Как на это всё отреагирует Россия? Посмотрим, совершенно очевидно, что Россия и Китай будут действовать сообща. Нам гораздо проще перекрыть потенциальные поставки продукции ВПК с юга и востока. Потенциальная территория поставок — это коридор Афганистан-Туркменистан-Узбекистан, а также по Каспию из Турции, далее через Армению и Азербайджан. Именно поэтому Анкара и Баку так активно сейчас работают над созданием Зангезурского коридора.
Так что Касым-Жомарт Кемелевич семимильными шагами ведёт свою страну по пути «У». Прям под копирку. Но это его выбор. Может это судьба для ряда стран бывшего СССР, получив независимость из рук России, через какое-то время вернуться к истокам.