Dark Mode Light Mode

Заканчивается «советское наследство»: Россия осталась без гражданского флота и судостроения

Заканчивается «советское наследство»: Россия осталась без гражданского флота и судостроения

68% российского флота построено еще в СССР. Средний возраст российских судов достиг к 2025 г. 36,5 лет. В частности 21873 речных судна постарели до 38 лет, а 3602 морских судна – до 28 лет, подсчитало «Равенство медиа» по данным речного и морского регистров судоходства. 68% гражданского флота – еще советского производства.

Если исключить мосты, понтоны и причалы, то речных судов на ходу с водоизмещением от 10 т сейчас 15 439 ед., а их средний возраст – 43 года. 1126 судов в возрасте 44 года используются для перевозки и хранения нефти.

Те же танкеры Волгонефть были сданы, самый последний, в 1981 г. 82 судна этого проекта на плаву, а их возраст – 51 год.

Катастрофа с танкерами Волгонефть, разлившими 3000 тонн мазута в Черном море, нанесла ущерб в 85 млрд руб., заявил Росприроднадзор. Владельцем и отправителем груза Минтранс назвал Роснефть, но стрелочниками сделали капитанов. Вред природе стал крупнейшим с 2020 г., когда после аварии с ТЭЦ-3 в Норильске в почву попало 20 000 тонн дизеля, и Норникель выплатил 146 млрд руб.

Впрочем, ущерб может вырасти, так как в соцсетях продолжают рассказывать о выбросах мазута на побережье Кубани и Крыма.

В 1990 году в России насчитывалось 44 600 речных судов, а возраст у них был 19 лет. Сейчас 65% пассажирского и 50% грузового речного транспорта вышли за сроки эксплуатации, по данным ГТЛК.

Главная причина старения флота – разрушение судостроительной отрасли. Гражданских судов с водоизмещением от 10 тонн в 2024 году стало больше на 90 ед., в 2023 г. – на 100, а в 2022 г. – на 79, согласно регистрам.

Наполовину судостроение в 2024 г. было военным. А в 2023 г. доля гособоронзаказа достигала 69%. Гражданских и военных судов от 50 тонн в 2024 г. сдали 125 единиц на общую суммцу 250 млрд руб., сообщало Infoline. Что далеко от рекордов: в 2013 г. стоимость сданных судов была 252 млрд руб., или в 2,2 раза выше с учетом инфляции.

Строительство в России гражданских судов и военных кораблей водоизмещением 50+ тонн выглядит так (в скобках: млрд руб.):

2013 – 141 (252)

2014 – 141 (164)

2015 – 134 (118)

2016 – 90 (133)

2017 – 75 (101)

2018 – 122 (179)

2019 – 102 (141)

2020 – 94 (262)

2021 – 118 (249)

2022 – 82 (226)

2023 – 112 (275)

2024 – 125 (250)

Лидером судостроения является ОСК, которая построила судов на 100 млрд руб. ССК «Звезда» на втором месте, благодаря сдаче крупнотоннажных танкеров Aframax для «Совкомфлота» и «Роснефтефлота». В 2025 г. планируется передача первого танкера-газовоза ледового класса. С морскими судами дела относительно лучше.

Потребность в речных судах острее и до 2030 года составит около 1600 единиц, согласно базовому сценарию ГТЛК. До 2030 года компания профинансирует строительство 300 гражданских судов на 300 млрд руб. К 2035 г. Минпромторг обещает ежегодно вводить до 220 судов, что снизит возраст судов с 38 до 23 лет. Но пока динамика далека от этих планов.

Основные проблемы российского судостроения – утрата производственной базы, технологий и кадров. И это совсем неудивительно — то же самое произошло в авиа и станкостроении, производстве автомобилей и бытовой техники. Иными словами, федеральное руководство допустило преступную беспечность, отдав на откуп «свободному рынку» развитие отечественной промышленности. Победившие либералы, олигархи и их ставленники во всех органах государственной власти вели страну к самоуничтожению, превращению ее в гигантскую колонию.

Для иллюстрации этого непреложного тезиса следует вернуться к танкерам Волгонефть. Их строили на Волгоградском судостроительном заводе.

Когда-то он был одним из лидеров грузового речного судостроения. Во время Отечественной войны завод изготавливал броню для танков и самолетов. Но приватизация стала для него катастрофой. Не помог даже взлет цен на нефть в нулевые годы и заказы от нефтяных компаний. За 15 лет завод сдал лишь 2 танкера туркам: в 2010 г. и в 2018 годах.

И все эти годы завод планомерно уничтожался. Сокращения и невыплаты зарплаты довели работников настолько, что в 2012 году они заявили об отказе участвовать в выборах президента. В 2013 году завод обанкротили и стали распродавать. В 2019-м. руины достались ИП Илье Шарому за 323 млн руб., но сделку аннулировали. В 2023 г. завод за 428 млн руб. купил бизнесмен Эрнес Радионов в интересах ООО «ХизМет», писал Волгоград Онлайн. Эта фирма учреждена уроженцем Чечни Адамом Безиевым, а ее основной деятельностью заявлен сбор отходов.

30 сентября 2024 года завод все равно ликвидировали. На следующий день ему исполнилось бы 93 года.

И только те, кто несет прямую ответственность за эти прступления, похоже, вечны. Им теперь поручено исправлять ситуацию.

Источник