Посчитали — прослезились. Почему США захотели наладить отношения с Россией
Вдоброжелательность Трампа по отношению к России и лично Путину. Предыдущий президент США Джо Байден не стеснялся в выражениях — он называл Владимира Путина «диктатором», «убийцей», «преступником» и вводил безумное количество санкций против России. Трамп же предпочел диалог и переговоры, а когда ему предложили назвать Путина диктатором, он уклончиво ответил на это: «Я не употребляю эти слова легкомысленно».
И дело тут не в том, что Трамп просто более тактичный человек. Ведь с другими странами и их лидерами он не отказывает себе в выражениях. Например премьера Канады Трюдо он снисходительно называл «губернатором штата Канада». Иран он называл «террористическим государством» и недавно пригрозил войной в случае отказа от переговоров. Достается от него как следует и европейцам — уже и непонятно, союзники они или враги. С Китаем тоже всё сложно — Трамп по сути начал тарифную войну против КНР .
На фоне всех этих событий и манер Трампа вести дела, доброжелательный диалог Вашингтона и Москвы выглядит столь необычно, что мне стало интересно разобраться, а чего это Дональд с нами такой обходительный? Для ответа на этот вопрос я решил подбить доходы и расходы США за три года конфликта с Россией и посмотреть, какая картина получится. Выгодно ли вообще США продолжение конфликта с РФ или они несут убытки?
Самой очевидной выгодой для США стало увеличение поставок СПГ на рынок Европы и вытеснение с этого рынка России. Я нашел уже готовые расчёты, согласно которым к осени 2023 г. дополнительные доходы США от продажи СПГ в Европу, сверх того, что они поставляли до начала конфликта, составили 50 млрд. долларов. В 2024 году США зарабатывали на поставках СПГ примерно по 2 млрд. в месяц. Итого выгода США по этому пункту за последние три года составила 70-80 млрд. долларов или около того.
Что касается оружия, Штаты поставляли его безвозмездно, на что кстати много раз жаловался Трамп. А значит этот пункт скорее относится не к доходам, а к расходам. По самым минимальным оценкам эта сумма превышает сто миллиардов долларов. Так что тут уже расчёты выходят в минус. Но давайте продолжим. А дальше у нас перенос производств в США из Европы. ЕС является одним из крупнейших торговых партнеров Америки и когда производство в Европе стало дороже, это привело и к росту цен в США, потому что американцы покупают европейские товары, а эти товары стали дороже в производстве.
Байден так хотел нанести России поражение, что спровоцировал рекордную со времен Второй Мировой войны инфляцию в США. Чтобы её снизить, ему пришлось затем подписывать специальный закон, который так и назывался — «закон о снижении инфляции». Сумма, которая выделялась из бюджета США на этот закон составила 430 миллиардов долларов. И как раз в рамках этого закона европейским производителям предлагались льготы и субсидии для переноса производства в США. Так что США и тут пока не получили, а скорее потратили.
Но самая любопытная статья расходов, которая выросла в несколько раз из-за конфликта с Россией, это процентные платежи. При Байдене процентная ставка ФРС США выросла с нуля до 5,5%. Кто брал кредиты и ипотеки или хотя бы приценивался через кредитный калькулятор, тот понимает, как сильно влияет процентная ставка на ежемесячный платеж. Так вот, платежи США по их огромному госдолгу из-за роста процентной ставки выросли за время президентства Байдена почти в три раза — с 350 миллиардов долларов в год до почти 900 миллиардов! Приведу даже для наглядности график от Комитета по ответственному федеральному бюджету США.
Тут мы кстати можем посчитать более-менее точную сумму, во сколько Байдену обошелся конфликт с Россией в плане процентных платежей по госдолгу. За 2022 год платеж вырос на 120 миллиардов. За 2023 на 300 миллиардов. А за 2024 — на 530 миллиардов. Итого за три года рост на 950 миллиардов, почти на триллион долларов!
Почему так выросли платежи и процентные ставки? Тут в сумме и подрыв «Северных потоков», и санкции, и проблемы с экспортом продовольствия на мировые рынки из-за срыва «зерновой сделки» и ограничения предложения нефти на мировых рынках и т.д — всё это увеличило инфляцию и вынудило повышать процентную ставку. Даже атаки хуситов повлияли на это, поскольку многим кораблям пришлось выбирать более длинный и дорогой маршрут, а это тоже немного повлияло на инфляцию, хоть и не имеет прямого отношения к конфликту между США и Россией, но упомянуть об этом стоит.
Прибавим к вышесказанному подсчеты главы Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева. Он насчитал 324 миллиарда долларов потерь американских компаний из-за ухода с российского рынка.
Основные потери американских компаний пришлись на сектор IT и медиа ($123 млрд), компании потребительского сектора и здравоохранения потеряли $94 млрд, финансовые компании — $71 млрд, промышленность — $26 млрд, энергетика — $10 млрд. Кирилл Дмитриев
Если мы сложим всё перечисленное выше, что при Байдене Штаты потратили на конфликт с Россией, и вычтем оттуда явную выгоду (доход от продажи СПГ в Европу), то получим огромный убыток Америки в размере более 1,5 триллиона долларов за три года конфликта. Расчёт США был на быстрый крах России от санкций, чего в итоге не случилось и стало очевидно, что и не случится. А затяжной и убыточный конфликт Штатам не выгоден. Отсюда и обходительное отношение в надежде договориться и всё урегулировать.
США готовы идти на уступки в вопросах зернового экспорта, недопущения ударов по российским НПЗ, восстановления Северных потоков, отмены части санкций и по другим вопросам. Но исключительно ради собственной выгоды — их цель снизить инфляцию и вернуть процентные ставки в США на целевой уровень примерно в 2-3%. При таком значении процентные платежи по госдолгу США будут находиться в районе 700-900 млрд. долларов в год, что ещё более-менее терпимо. Если же ставка наоборот продолжит расти из-за дальнейшей эскалации и нарушения цепочек поставок продовольствия, нефти и прочих товаров, и вырастет до 7-8% годовых, то примерно к 2030 году выплаты процентов по госдолгу превысят два триллиона и могут составить половину от всех собираемых в США налогов. Уже сейчас расходы США на выплату процентов превысили расходы на оборону, здравоохранение и другие жизненно важные статьи расходов бюджета. Вот ещё один график для наглядности:
Так что администрацию Трампа в конечном счете интересует снижение инфляции в США и как следствие снижение процентных платежей по госдолгу и других убыточных статей расходов, которые разоряют бюджет Америки. И ради этого там готовы пойти на довольно значительные уступки в адрес России. При этом сумма убытков, которая стоит на кону, столь велика, что американцы вынуждены вежливо с нами разговаривать, а не выпячивать своё «величие», как это обычно за ними водилось.